Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 декабря 2023 г.
Телеведение

Я художник – я так вижу!

В комедийном триллере «Искусство по понятиям» – Ума Турман и Сэмюэл Л. Джексон

09 декабря 2023
Ума Турман и Сэмюэл Л. Джексон

Комедий про ограбления или разного рода мошеннические схемы примерно столько же, сколько фильмов ужасов о призраках в заброшенных домах — всегда навалом в кинотеатрах. Этот тематический поджанр уж никак не получится назвать дефицитным. Напротив, таких произведений настолько много, что даже рядовой зритель порядком устал от них.

«Искусство по понятиям» по форме как раз и напоминает неплохое, но совсем не обязательное для просмотра кино про авантюристов, придумавших новый уникальный способ обогащения. Но на деле всё обстоит несколько сложнее: формально оставаясь криминальной комедией, фильм Николь Паон предлагает интересные размышления о сущности современного искусства и публики, потребляющей его.

По сюжету киллер Реджи (Джон Манганьелло), благодаря мошеннической схеме по отмыванию денег в арт-бизнесе, неожиданно становится звездой в мире современного искусства под псевдонимом Пакетчик. Помогает ему в этом владелица одной небольшой галлереи в Нью-Йорке Патрис (Ума Турман), а курирует саму сделку его друг Гордон (Сэмюэл Л. Джексон), отмывающий через свою пекарню деньги русской мафии, на которую работает Реджи. Основным объектом критики здесь становятся даже не сами произведения искусства, изначально поданные как бессмысленная мазня, а вся эта элитаристская свора ценителей глубинного и прекрасного – арт-дилеры и состоятельные покупатели-меценаты, готовые выложить целое состояние за концептуалистский шедевр, вряд ли представляющий какую-либо ценность за стенами галереи или в ином виде. Но вместе с тем в ленте нет огульного порицания современного искусства и его творцов. Реджи-то и вправду оказывается весьма талантливым авангардистом: его картины и инсталляции – не просто карикатурное прикрытие для отмывания денег, не просто имитация высокого абстракционистского стиля, но и реальное отражение внутреннего мира автора. Как говорил Сэмюэл Батлер, любое человеческое творение – это всегда автопортрет. Резюмируя вышесказанное, картина хоть и показывает, что за претенциозным пафосом может легко скрываться дешевый обман, а за перформансом – преступление, но всё же демонстрирует, что даже подобные полотна и объекты, какими бы нелепыми и абсурдными они нам ни казались со стороны, вполне могут иметь конкретное значение. Но тут уже вопрос иной. Им и задаётся Реджи, рассматривая картину другой художницы в галерее Патрис: а как взирающий вне контекста посетитель музея или выставки может догадаться о том, что хотел сказать творец? Этот вопрос остаётся без ответа.

Правда, всё это «Искусство по понятиям» затрагивает по касательной, совсем не углубляясь в философские изыскания, а всего лишь декларируя их наличие. Убери это, и в сухом остатке окажется шаблонная и вторичная комедия с узнаваемым актёрским трио, на котором и держится динамика истории и юмористическая составляющая. Тем не менее общие впечатления от просмотра у меня остались скорее положительные, даже несмотря на слабое раскрытие основной темы фильма.

Никита Алексеев

Тэги: Фильм Комедия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS