Комедий про ограбления или разного рода мошеннические схемы примерно столько же, сколько фильмов ужасов о призраках в заброшенных домах — всегда навалом в кинотеатрах. Этот тематический поджанр уж никак не получится назвать дефицитным. Напротив, таких произведений настолько много, что даже рядовой зритель порядком устал от них.
«Искусство по понятиям» по форме как раз и напоминает неплохое, но совсем не обязательное для просмотра кино про авантюристов, придумавших новый уникальный способ обогащения. Но на деле всё обстоит несколько сложнее: формально оставаясь криминальной комедией, фильм Николь Паон предлагает интересные размышления о сущности современного искусства и публики, потребляющей его.
По сюжету киллер Реджи (Джон Манганьелло), благодаря мошеннической схеме по отмыванию денег в арт-бизнесе, неожиданно становится звездой в мире современного искусства под псевдонимом Пакетчик. Помогает ему в этом владелица одной небольшой галлереи в Нью-Йорке Патрис (Ума Турман), а курирует саму сделку его друг Гордон (Сэмюэл Л. Джексон), отмывающий через свою пекарню деньги русской мафии, на которую работает Реджи. Основным объектом критики здесь становятся даже не сами произведения искусства, изначально поданные как бессмысленная мазня, а вся эта элитаристская свора ценителей глубинного и прекрасного – арт-дилеры и состоятельные покупатели-меценаты, готовые выложить целое состояние за концептуалистский шедевр, вряд ли представляющий какую-либо ценность за стенами галереи или в ином виде. Но вместе с тем в ленте нет огульного порицания современного искусства и его творцов. Реджи-то и вправду оказывается весьма талантливым авангардистом: его картины и инсталляции – не просто карикатурное прикрытие для отмывания денег, не просто имитация высокого абстракционистского стиля, но и реальное отражение внутреннего мира автора. Как говорил Сэмюэл Батлер, любое человеческое творение – это всегда автопортрет. Резюмируя вышесказанное, картина хоть и показывает, что за претенциозным пафосом может легко скрываться дешевый обман, а за перформансом – преступление, но всё же демонстрирует, что даже подобные полотна и объекты, какими бы нелепыми и абсурдными они нам ни казались со стороны, вполне могут иметь конкретное значение. Но тут уже вопрос иной. Им и задаётся Реджи, рассматривая картину другой художницы в галерее Патрис: а как взирающий вне контекста посетитель музея или выставки может догадаться о том, что хотел сказать творец? Этот вопрос остаётся без ответа.
Правда, всё это «Искусство по понятиям» затрагивает по касательной, совсем не углубляясь в философские изыскания, а всего лишь декларируя их наличие. Убери это, и в сухом остатке окажется шаблонная и вторичная комедия с узнаваемым актёрским трио, на котором и держится динамика истории и юмористическая составляющая. Тем не менее общие впечатления от просмотра у меня остались скорее положительные, даже несмотря на слабое раскрытие основной темы фильма.
Никита Алексеев