В день начала Великой Отечественной войны траурные мероприятия прошли во многих городах России и в странах ближнего зарубежья. В белорусском Бресте, первым принявшим удар фашистской армии, состоялась реконструкция событий последнего мирного дня июня 1941 года. В Москве отдать дань памяти защитникам Брестской крепости на территории выставочного комплекса «Винзавод» собрались создатели и актёры одноименного фильма, выпущенного в прошлом году на экраны Телерадиовещательной компанией Союзного государства. Побеседовать со зрителями о военном кино пришли генеральный продюсер фильма Игорь Угольников, режиссёр-постановщик Александр Котт, актёры Татьяна Камина, Алексей Копашов, Михаил Павлик, Беник Аракелян.
Здесь же проходила фотовыставка Елены Меркурьевой и Владимира Гайслера, посвящённая съёмкам картины.
Тема войны не исчерпана, она до сих пор вдохновляет творческих людей. «Брестская крепость» – лучшее тому подтверждение. Среди десятка кинематографических наград, которые собрал фильм, «Ника», «Золотой орёл» и даже китайский «Оскар» – «Золотой петух». На данный момент права на показ картины закуплены Германией, Францией и Великобританией. Но самой высокой наградой для всей съёмочной группы, по словам Игоря Угольникова, стало признание зрителей.
Напичканная вымыслом кинопродукция на военную тему, отснятая во время новейшей истории России, значительно подорвала доверие молодого зрителя. И вернуть его оказалось делом нелёгким. Однако творческий коллектив блестяще справился с этой трудной задачей. Об этом свидетельствует неподдельный интерес, вызываемый фильмом: несмотря на значительное время, прошедшее со дня его премьеры, кинозал был заполнен, причём средний возраст зрителей не превышал 20-летнюю планку. В основе этого успеха, по мнению авторов фильма, – отсутствие нового взгляда на войну. Это просто воссозданная по дням картина обороны Брестской крепости.
Очень важным для эмоционального состояния, по общему мнению актёрского коллектива, стал тот факт, что съёмки проходили на территории Брестской крепости: складывалось ощущение, что защитники крепости стоят за спиной. Поэтому не понадобилось никакой особенной психологической подготовки: достаточно было надеть военную форму. Хотя недостатки у этого выбора тоже были: перед началом работы необходимо разминировать «сценическую» площадку, а для съёмок на мосту в 300 метрах от настоящего был построен новый мост: настоящий не выдержал бы нагрузок.
Основная тема фильма, по мнению Игоря Угольникова, проблема выбора, который совершает человек: кто-то сдаётся в плен, кто-то стреляется, а кто-то сопротивляется до последнего патрона. Проблему выбора решил для себя и исполнитель главной роли – Алексей Копашов: за два дня до встречи он стал студентом Театрального училища имени Б. Щукина. Александр Котт отметил, что уже в первый съёмочный день понял правильность выбора главного героя: все трюки в картине Алёша выполнял сам, а помогали ему старшие партнёры по фильму и педагог из кадетского корпуса, приезжавший на съёмочную площадку вместе со своим воспитанником.
На вопрос о продолжении военной тематики Александр ответил, что главное для него – люди, их поступки и характеры, а война – всего лишь декорация.
Встреча состоялась в дни выхода на российские экраны телевизионной версии фильма, в которую вошли отснятый материал и уникальная хроника из Брестской крепости военных архивов Беларуси, России, Германии и Польши, не попавшие в силу временных ограничений в широкоэкранную версию. В сентябре планируется выпуск коллекционного издания, в которой войдут обе версии.