Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Я – один из них»

01 января 2007

ИНТЕРТЕКСТ

Наш собеседник – известный поэт и прозаик, вице-президент Русского ПЕН-клуба Александр Ткаченко

– Насколько нам стало известно, вы закончили работу над книгой рассказов. Чему она посвящена?
– Эта книга называется «Сон Крымчака, или Оторванная земля». Надеюсь, что в самом скором вемени она выйдет в свет.
Это новеллы и повести о небольшом исчезающем народе крымчаках, проживающих в Крыму. К сожалению, людей этой национальности осталось всего несколько сотен… Моя мама была крымчачка, отец русский. Я вырос в атмосфере крымчацкого и русского детства. И то, и другое наложило неизгладимый отпечаток. Крымчаки, по одной из версий, – тюркского происхождения, принявшие в девятом веке иудейское вероисповедание… Когда немцы пришли в Крым, именно поэтому они расстреливали крымчаков вместе с евреями. Таким образом тогда свершился геноцид и этого ни в чём не повинного народа. Практически от них не осталось ни книг, ни картин, ни эпоса… Кроме домашних тетрадей, и то всего несколько штук, так называемых Джонок, в которые они записывали свои пословицы, поговорки, песни… И всё. Мне стало обидно и больно, тем более что я помню, какие это были прекрасные, весёлые, трудолюбивые люди с древними корнями, о происхождении которых до сих пор спорят учёные-этнографы… Но я не учёный. Я постарался по следам остаточной памяти воссоздать художественную ткань жизни этих людей, которую, кроме меня, никто не возьмётся сделать. Потому что я – один из них… Почти один. Русские корни отца вели меня всю жизнь, и вот настала пора разобраться и с материнскими. Я попытался это сделать. Как получилось – судить не мне.
– Вы пишете прозу и поэзию. Но ведь это разные виды творчества...
– Стихи и проза – это разнонаправленные векторы. Если поэт собирает картину мира в строчку, в четверостишие, в стихотворение, то прозаик разворачивает эту картину перед читателем. Поэтому одновременно писать и то, и другое невозможно. Те, кто говорит, что делает это легко, – лукавят. На самом деле при таком процессе в голове происходит столкновение поездов. Хотя в крайних точках проза и поэзия сходятся. И вообще настоящий прозаик должен быть поэтом по присутствию в нём вещества поэзии. Дело только в методе, но без поэтической тяги и состояния любви нельзя писать стихи и, естественно, прозу. Так что приходится плыть последовательно, а не параллельно.
– Вы активно занимаетесь общественной деятельностью. В первую очередь как генеральный директор и вице-президент Русского ПЕН-клуба. Как вам удаётся совмещать общественную и административную работу с творчеством?
– Общественная деятельность не мешает, а, наоборот, стимулирует писательство. Слово превращается в поступок, когда оно заряжается энергетикой самой жизненной ситуации. А её в кабинете не найдёшь. На мой взгляд, каждый писатель должен написать только те книги, которые никто другой вместо него не напишет. К сожалению, порой листанёшь на прилавке книгу – и всё равно, кто её написал. Закрой фамилию – ни стилистики, ни судьбы. Всё одно и то же. Литература московских тусовок и асфальтов. И от этого становится грустно – писание становится уделом ремесленничества, а издатели печатают не книги, а деньги. Критерии резко изменились: оказалось, что читателя легко обмануть событийностью. Но мы забываем, что литература делается из воздуха. Даже из молекул воздуха. И без него нельзя дышать. На данный момент мы переживаем период литературного журнализма. На самом деле основоположники реализма были правы. Только мы забываем, что они всерьёз говорили о реализме без берегов. У нас сознательно опускают последнюю часть фразы.
– Как вы находите темы для своих произведений?
– Если бы писатель садился за компьютер, заранее зная, о чём он будет писать, то он не открывал бы мир, а закрывал его. Именно когда ты не знаешь, что будет следующим твоим словом или предложением, идёт постижение мира мыслью. Нужно больше слушать подсознание. Оно старше сознания и несёт в себе миры и вселенные. И поэтому я думаю постоянно, чтобы уменьшить расстояние между корой и подкоркой. И тогда начнётся диффузия взаимопроникновения. Здесь уже всё равно, что это – поэзия или проза. Содержание продиктует ту форму, которая нужна ему. Поэтому есть книги, которые ты пишешь сам, а есть книги, которые пишут тебя. Я пытаюсь каждый раз уходить от инерции стиля. Находить новые формы самовыражения и не думать о читателе. Он сам не дурак и найдёт себе писателя. 

Беседу вёл Андрей ШИЛИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Шилин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS