Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Я поведу тебя в музей…

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Вера Чайковская. Тропинка в картину: Новеллы о русском искусстве. – М.: Московские учебники, 2009. –
128 с.: ил.

Нет, вы только представьте себе! Идёшь с ребёнком в воскресенье в Третьяковку, разумеется, в надежде, что семена разумного, доброго, вечного дадут плоды в вихрастой, беспечной и неразумной голове чада родного. И – на тебе! На вопрос, что запомнилось из всех картин, он отвечает, что кошка! Кошка, которая, видите ли, умывается!

Так вот, в ситуации, когда нормальные люди (в смысле – не обременённые педагогическими талантами) готовы плюнуть на просветительские затеи или дать подзатыльника, Вера Чайковская и начинает свой разговор о живописи с детьми. Кошка? Замечательно! А на какой картине она была? Уж не в «Сватовстве майора» ли Павла Федотова? Самое замечательное, что в этом нет ничего от взрослой снисходительности к детскому неразумию или от педагогической хитрости.

Важность взрослых вырастает из убеждения в том, что уж они-то точно знают правильный ответ. Знают, как надо. А Вера Чайковская – искусствовед, критик, писатель (и постоянный автор «ЛГ»), похоже, убеждена как раз в обратном. В том, что искусство не знает правильных ответов. Собственно, оно этим и интересно. Цель его вовсе не в том, чтобы сформулировать закон, «формулу цветка» или вообще нечто «объективное». Цель его как раз диалог. Зрителя с художником. Проще – человека с человеком. Неслучайно и книга «Тропинка в картину» по форме меньше всего похожа на учебник. Эта книга-спор. Ребёнок в этом споре – полноправный участник. Собственно, там даже один из персонажей – мальчик Илюша, который иногда (на самом деле довольно часто) ввязывается в дебаты тётушки-искусствоведа и художника. Можете, конечно, улыбаться, но эта «книга для детей» построена по образцу сократовских диалогов, которые Платон записал. Тот же принцип – вопрос, разные варианты ответов, их обсуждение, соотношение ответов с личным опытом.

Хорошо, но о чём спор-то ведут три персонажа? О чём, братцы, шумим? О кошке, что ли? Дело, понятно, не в ней. По-настоящему дело в эмоции. В удивлении, симпатии – отклике, одним словом. Если он, отклик, есть, можно дальше двигаться. По тропинке – в картинку. Строго говоря, как демонстрирует автор книжки, раздражение, непонимание тоже может послужить отправной точкой для этого путешествия. Скажем, странности «Купания красного коня» становятся поводом для того, чтобы обсудить не только то, отчего конь красный, но и почему фигурки других коней маленькие… Короче, речь заходит о вещах не слишком простых – об особенностях перспективы на картинах Петрова-Водкина, об отличии её от обратной перспективы икон…

Но не для того автор прокладывает свою тропинку, чтобы исключительно в теоретические штудии погрузиться. В картине её интересует тайна. Нет, не вообще тайна – «прекрасного» или «возвышенного». А тайна вполне конкретная – к примеру, почему Карл Брюллов вместо видов прекрасной Италии пишет гибнущий город Помпеи в момент извержения вулкана? Ответы на эти вопросы, как правило, ведут не только к лучшему пониманию полотна, но и к пониманию личности художника. Разговор здесь не в смысле – родился – женился – умер. А с точки зрения каким был, о чём мечтал, чего страшился… Нет, никакого психоанализа тут нет. Есть желание стереть «хрестоматийный глянец», желание услышать самого художника, его современников, друзей. Так, о работе Саврасова Крамской написал, что в других пейзажах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Если бы не боязнь затасканных слов, то можно было бы сказать, что именно жизнь души и стремится увидеть в картинах автор «Тропинки в картину».

Неудивительно, что в книге «для старшего и среднего школьного возраста» это живое начало, оказывается, связано с детством, свежестью эмоций, готовностью фантазировать и верить в свою мечту. «Детские» черты автор обнаруживает у самых неожиданных мастеров – Александра Иванова и Валентина Серова, Кузьмы Петрова-Водкина и Марка Шагала… Поэтому ребёнок, не знающий правильного ответа на взрослые вопросы, становится надёжным помощником читателя на пути к картине.

И ещё свойства детства сохраняет эта нескучная книга. Юмор и оптимистическую веру в лучшее. И в финале сочинения на тему «Неожиданное спасение», заданного преподавателем ОБЖ (охрана безопасности жизни, если вы не в курсе), мальчик Илья напишет, как в последний день Помпеи художник и девушка с кувшином на голове сбегут от извержения, землетрясения, камнепада и пожара… И будут жить долго и счастливо. Уж если в блокбастерах главные герои обыкновенно спасаются, то в детских книжках это тем более позволительно.

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Обсудить в группе Telegram

Жанна Васильева

Редактор отдела «Искусство».... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS