128 с.: ил. Тропинка в картину: Новеллы о русском искусстве. – М.: Московские учебники, 2009. –
Нет, вы только представьте себе! Идёшь с ребёнком в воскресенье в Третьяковку, разумеется, в надежде, что семена разумного, доброго, вечного дадут плоды в вихрастой, беспечной и неразумной голове чада родного. И – на тебе! На вопрос, что запомнилось из всех картин, он отвечает, что кошка! Кошка, которая, видите ли, умывается!
Так вот, в ситуации, когда нормальные люди (в смысле – не обременённые педагогическими талантами) готовы плюнуть на просветительские затеи или дать подзатыльника, Вера Чайковская и начинает свой разговор о живописи с детьми. Кошка? Замечательно! А на какой картине она была? Уж не в «Сватовстве майора» ли Павла Федотова? Самое замечательное, что в этом нет ничего от взрослой снисходительности к детскому неразумию или от педагогической хитрости.
Важность взрослых вырастает из убеждения в том, что уж они-то точно знают правильный ответ. Знают, как надо. А Вера Чайковская – искусствовед, критик, писатель (и постоянный автор «ЛГ»), похоже, убеждена как раз в обратном. В том, что искусство не знает правильных ответов. Собственно, оно этим и интересно. Цель его вовсе не в том, чтобы сформулировать закон, «формулу цветка» или вообще нечто «объективное». Цель его как раз диалог. Зрителя с художником. Проще – человека с человеком. Неслучайно и книга «Тропинка в картину» по форме меньше всего похожа на учебник. Эта книга-спор. Ребёнок в этом споре – полноправный участник. Собственно, там даже один из персонажей – мальчик Илюша, который иногда (на самом деле довольно часто) ввязывается в дебаты тётушки-искусствоведа и художника. Можете, конечно, улыбаться, но эта «книга для детей» построена по образцу сократовских диалогов, которые Платон записал. Тот же принцип – вопрос, разные варианты ответов, их обсуждение, соотношение ответов с личным опытом.
Хорошо, но о чём спор-то ведут три персонажа? О чём, братцы, шумим? О кошке, что ли? Дело, понятно, не в ней. По-настоящему дело в эмоции. В удивлении, симпатии – отклике, одним словом. Если он, отклик, есть, можно дальше двигаться. По тропинке – в картинку. Строго говоря, как демонстрирует автор книжки, раздражение, непонимание тоже может послужить отправной точкой для этого путешествия. Скажем, странности «Купания красного коня» становятся поводом для того, чтобы обсудить не только то, отчего конь красный, но и почему фигурки других коней маленькие… Короче, речь заходит о вещах не слишком простых – об особенностях перспективы на картинах Петрова-Водкина, об отличии её от обратной перспективы икон…
Но не для того автор прокладывает свою тропинку, чтобы исключительно в теоретические штудии погрузиться. В картине её интересует тайна. Нет, не вообще тайна – «прекрасного» или «возвышенного». А тайна вполне конкретная – к примеру, почему Карл Брюллов вместо видов прекрасной Италии пишет гибнущий город Помпеи в момент извержения вулкана? Ответы на эти вопросы, как правило, ведут не только к лучшему пониманию полотна, но и к пониманию личности художника. Разговор здесь не в смысле – родился – женился – умер. А с точки зрения каким был, о чём мечтал, чего страшился… Нет, никакого психоанализа тут нет. Есть желание стереть «хрестоматийный глянец», желание услышать самого художника, его современников, друзей. Так, о работе Саврасова Крамской написал, что в других пейзажах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Если бы не боязнь затасканных слов, то можно было бы сказать, что именно жизнь души и стремится увидеть в картинах автор «Тропинки в картину».
Неудивительно, что в книге «для старшего и среднего школьного возраста» это живое начало, оказывается, связано с детством, свежестью эмоций, готовностью фантазировать и верить в свою мечту. «Детские» черты автор обнаруживает у самых неожиданных мастеров – Александра Иванова и Валентина Серова, Кузьмы Петрова-Водкина и Марка Шагала… Поэтому ребёнок, не знающий правильного ответа на взрослые вопросы, становится надёжным помощником читателя на пути к картине.
И ещё свойства детства сохраняет эта нескучная книга. Юмор и оптимистическую веру в лучшее. И в финале сочинения на тему «Неожиданное спасение», заданного преподавателем ОБЖ (охрана безопасности жизни, если вы не в курсе), мальчик Илья напишет, как в последний день Помпеи художник и девушка с кувшином на голове сбегут от извержения, землетрясения, камнепада и пожара… И будут жить долго и счастливо. Уж если в блокбастерах главные герои обыкновенно спасаются, то в детских книжках это тем более позволительно.