Кто из нас может произнести подобную – чуть ли не плакатную – фразу?! Тем не менее разговор с Антониной ВОРОНОВОЙ-СВИОНТКОВСКОЙ начался именно с неё. И оказалось, что никакого пафоса, а тем более образности, здесь не скрывалось: всё было действительно так.
Дедушка Атонины, занимавший высокую должность в Государственном историческом музее, получил квартиру в доме напротив здания музея.
Соученики Тони по английской спецшколе могли (без пропуска!) наблюдать за военными парадами и демонстрациями из единственного незаложенного окна, которое ни в коем случае не разрешалось открывать. Следил за этим «человек с ружьём» – солдат, который по случаю красного дня календаря заступал на пост в квартире Вороновых.
– Я безумно, с первого понимания себя люблю свой город, – говорит Антонина Никитична.
Рисовать Тоня начала рано – в студии живописи при местном ЖЭКе, параллельно посещала художественный кружок при Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Одно из керамических блюд девочки экспонировалось в стенах этой солиднейшей галереи страны.
Она поступила на ковровое отделение Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, получила специальность художника-гобеленщика. Затем – в Ленинградскую академию художеств им. И.Е. Репина, на факультет искусствоведения, где с отличием защитила диплом по теме «Давид Сикейрос и декоративизм в живописи XX века».
На I Всесоюзной художественной выставке в Манеже прибалтийский гобелен поразил её фактурой материалов, разнообразием технических приёмов, свободой композиционного мышления. «Вот чем действительно я буду заниматься!» – воскликнула она. Несмотря на успешные публикации в журналах «Декоративное искусство СССР», «Русская коллекция», еженедельнике «Московский художник» и других, Антонина полностью уходит в ковротворчество. В 1982 году становится членом Союза художников СССР, в 1994-м – членом Международного художественного фонда. Участница более 35 выставок – групповых, персональных, зарубежных. Её работы хранятся в частных коллекциях и музеях России, США, Японии, Израиля, Польши, бывшей Югославии.
Наиболее заметные произведения – «Москва праздничная», «Сокольники», «Замоскворечье», мини-ковры «Каскад», «Фонтан», «Ирисы», «Любимый пёс Вилли». Решения настенных ковровых композиций Антонины Никитичны приподняты над повседневностью восприятия и несколько театрализованны. Галерист Вера Черноусова из Санкт-Петербурга в книге отзывов на персональный вернисаж художницы оставила такую запись: «Красота и цельность окружающего мира – основная идея творчества Вороновой-Свионтковской. Мир этих образов добр и как бы не защищён. У этого мира простые и ясные формы, сочетающиеся с громким многоцветием и радостью для глаз».
В тишине мастерской Антонина пишет московские мотивы. По памяти, чтобы натура «не давила». Пишет акварелью, пожалуй, самым нервным материалом, которому подвластна мимолётность душевного состояния автора.
– «Ура, Москва!» – так бы я подписала любую из своих работ о моём городе, над которым далеко не каждый вечер небо озаряется салютными всполохами побед, – говорит художница. – Столько проблем у столь большого мегаполиса, выгодно отличающегося от других подобных творений человеческих рук тем, что имеет ярко выраженное своё лицо – самое для меня дорогое в мире!