Праздник оперы был приурочен сразу к нескольким юбилейным датам: 85-летию народной артистки СССР , 25-летию Международных вокальных конкурсов Елены Образцовой и 10-летию первого Оперного бала в ее честь, который прошел в такие же осенние дни 2014-го и был посвящен 75-летию примадонны.
Четверть века ее конкурсов – это уже целая эпоха в развитии отечественной вокальной традиции: основанные Еленой Васильевной форумы, на которых состязаются молодые оперные певцы, состоялись, упрочились и продолжают дарить миру новые открытия – ярких артистов-вокалистов, которые, получив путевку на одном из образцовских смотров, потом украшают мировую и российскую оперную сцену, с честью неся звание лауреата.
Наконец, личный юбилей – еще какой повод! В России было много великих певцов, но, пожалуй, только два известны без преувеличения всему миру – Федор Шаляпин и Елена Образцова. Праздник в честь дивы не мог состояться нигде более, кроме как на сцене ее родного театра, в котором зажглась ее звезда в далеком 1963-м, где свершились все самые важные ее артистические триумфы. К юбилею певицы Большой развернул замечательную фотовыставку в фойе бельэтажа, где Елена Васильевна запечатлена во многих своих коронных ролях, с самыми знаменитыми партнерами – мировыми оперными звездами.
После 2014-го года оперный праздник в честь звезды отечественной оперы проводился не раз – уже после ее ухода. Все предыдущие балы-концерты носили международный характер – они были обильно украшены музыкой зарубежных композиторов, на них блистали певцы из ближнего и дальнего зарубежья. Оперный бал нынешнего года было решено сделать принципиально русским и пригласить к его участию только отечественных певцов, а исполнить музыку – только русских композиторов. Как говорила сама Образцова: «Чем больше я езжу по миру, тем сильнее чувствую: я русская. С наслаждением пою и итальянскую музыку, и французскую, и испанскую, и немецкую. А когда приезжаю домой и пою мою Марфу в “Хованщине”, душа моя истаивает о счастья и чистоты. Ни в одной другой опере, даже в тех, которые я страстно люблю, нет такого таяния. И такого чувства кровного, родного, как в музыке Мусоргского. Это мой дом, Россия».
Дирижер концерта прославленный тенор Дмитрий Корчак верно подмечает: «Русский репертуар очень сложен для исполнения. В нем важно всё – музыка, текст, исторический контекст эпохи, в которую создавалось произведение композитором и контекст эпохи, про которую та или иная оперы была написана». В русской музыке, быть может, нет такого количества эффектов, как в итальянской, нет таких широко распахнутых страстей, как в целом в западной классике, однако в ней есть свои «фишки» - задушевность, глубокие эмоции: их надо уметь донести и уметь понять. Лучше всего это способны сделать русские певцы, а понять – русская публика. Организаторы Оперного бала в лице арт-агентства «Премьер» и Благотворительного фонда Елены Образцовой (гендиректор – Наталья Игнатенко) рискнули посвятить своей примадонне-патронессе национальный монограф, и в целом не прогадали.
Прозвучали оперные фрагменты золотого фонда русской музыки – сочинения Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Бородина, Глинки – как из репертуара Елены Образцовой, так и из сочинений, которые она не исполняла. Например, открыл вечер торжественный марш – шествие князей из оперы-балета «Млада», редчайшего сочинения, которое за всю историю было поставлено в Большом лишь однажды (1988). Вслед за этим прозвучал дуэт из знаменитой Сцены у фонтана – именно в «Борисе Годунове» Образцова дебютировала в Большом и в опере вообще. Большие образцовские сцены превалировали в программе гала-концерта – из «Царской невесты», «Пиковой дамы», «Хованщины», «Князя Игоря». Кроме них прозвучали фрагменты из «Снегурочки», «Иоланты», «Майской ночи», «Орлеанской девы», «Руслана и Людмилы», «Евгения Онегина».
Лауреаты образцовских конкурсов, ныне солисты ведущих российских и мировых сцен, украсили праздничный вечер – Екатерина Сергеева и Владимир Дмитрук, Владислав Сулимский и Юлия Маточкина, Александр Рославец и Зинаида Царенко, Екатерина Морозова и Игорь Онищенко, Арсений Яковлев, Михаил Петренко и Игорь Морозов. В концерте приняли участие именитые российские примадонны Хибла Герзмава и Ольга Бородина. Аккомпанировал певцам оркестр «Новой оперы», а в ряде сцен был задействован хор «Геликона».
Между музыкальными номерами звучала прямая речь юбилярши – аудиозаписи ее чудного голоса: с рассуждениями о жизни и искусстве. В них было столько искренности, простоты и мудрости, что они оказались не менее значимой частью праздника, чем прозвучавшая музыка. Финальной точкой оказалась запись с пением Елены Васильевны – под аккомпанемент Георгия Свиридова она страстно и солнечно опалила зал вечным есенинским «О, родина, счастливый и неисходный час!»
Александр Матусевич