Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 октября 2024 г.
Культура

«Я русская»

На Исторической сцене Большого театра России состоялся Оперный бал Елены Образцовой

16 октября 2024
Фото Евгения Евтюхова

Праздник оперы был приурочен сразу к нескольким юбилейным датам: 85-летию народной артистки СССР , 25-летию Международных вокальных конкурсов Елены Образцовой и 10-летию первого Оперного бала в ее честь, который прошел в такие же осенние дни 2014-го и был посвящен 75-летию примадонны.

Четверть века ее конкурсов – это уже целая эпоха в развитии отечественной вокальной традиции: основанные Еленой Васильевной форумы, на которых состязаются молодые оперные певцы, состоялись, упрочились и продолжают дарить миру новые открытия – ярких артистов-вокалистов, которые, получив путевку на одном из образцовских смотров, потом украшают мировую и российскую оперную сцену, с честью неся звание лауреата.

Наконец, личный юбилей – еще какой повод! В России было много великих певцов, но, пожалуй, только два известны без преувеличения всему миру – Федор Шаляпин и Елена Образцова. Праздник в честь дивы не мог состояться нигде более, кроме как на сцене ее родного театра, в котором зажглась ее звезда в далеком 1963-м, где свершились все самые важные ее артистические триумфы. К юбилею певицы Большой развернул замечательную фотовыставку в фойе бельэтажа, где Елена Васильевна запечатлена во многих своих коронных ролях, с самыми знаменитыми партнерами – мировыми оперными звездами.

После 2014-го года оперный праздник в честь звезды отечественной оперы проводился не раз – уже после ее ухода. Все предыдущие балы-концерты носили международный характер – они были обильно украшены музыкой зарубежных композиторов, на них блистали певцы из ближнего и дальнего зарубежья. Оперный бал нынешнего года было решено сделать принципиально русским и пригласить к его участию только отечественных певцов, а исполнить музыку – только русских композиторов. Как говорила сама Образцова: «Чем больше я езжу по миру, тем сильнее чувствую: я русская. С наслаждением пою и итальянскую музыку, и французскую, и испанскую, и немецкую. А когда приезжаю домой и пою мою Марфу в “Хованщине”, душа моя истаивает о счастья и чистоты. Ни в одной другой опере, даже в тех, которые я страстно люблю, нет такого таяния. И такого чувства кровного, родного, как в музыке Мусоргского. Это мой дом, Россия».

Дирижер концерта прославленный тенор Дмитрий Корчак верно подмечает: «Русский репертуар очень сложен для исполнения. В нем важно всё – музыка, текст, исторический контекст эпохи, в которую создавалось произведение композитором и контекст эпохи, про которую та или иная оперы была написана». В русской музыке, быть может, нет такого количества эффектов, как в итальянской, нет таких широко распахнутых страстей, как в целом в западной классике, однако в ней есть свои «фишки» - задушевность, глубокие эмоции: их надо уметь донести и уметь понять. Лучше всего это способны сделать русские певцы, а понять – русская публика. Организаторы Оперного бала в лице арт-агентства «Премьер» и Благотворительного фонда Елены Образцовой (гендиректор – Наталья Игнатенко) рискнули посвятить своей примадонне-патронессе национальный монограф, и в целом не прогадали.

Прозвучали оперные фрагменты золотого фонда русской музыки – сочинения Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Бородина, Глинки – как из репертуара Елены Образцовой, так и из сочинений, которые она не исполняла. Например, открыл вечер торжественный марш – шествие князей из оперы-балета «Млада», редчайшего сочинения, которое за всю историю было поставлено в Большом лишь однажды (1988). Вслед за этим прозвучал дуэт из знаменитой Сцены у фонтана – именно в «Борисе Годунове» Образцова дебютировала в Большом и в опере вообще. Большие образцовские сцены превалировали в программе гала-концерта – из «Царской невесты», «Пиковой дамы», «Хованщины», «Князя Игоря». Кроме них прозвучали фрагменты из «Снегурочки», «Иоланты», «Майской ночи», «Орлеанской девы», «Руслана и Людмилы», «Евгения Онегина».

Лауреаты образцовских конкурсов, ныне солисты ведущих российских и мировых сцен, украсили праздничный вечер – Екатерина Сергеева и Владимир Дмитрук, Владислав Сулимский и Юлия Маточкина, Александр Рославец и Зинаида Царенко, Екатерина Морозова и Игорь Онищенко, Арсений Яковлев, Михаил Петренко и Игорь Морозов. В концерте приняли участие именитые российские примадонны Хибла Герзмава и Ольга Бородина. Аккомпанировал певцам оркестр «Новой оперы», а в ряде сцен был задействован хор «Геликона».

Между музыкальными номерами звучала прямая речь юбилярши – аудиозаписи ее чудного голоса: с рассуждениями о жизни и искусстве. В них было столько искренности, простоты и мудрости, что они оказались не менее значимой частью праздника, чем прозвучавшая музыка. Финальной точкой оказалась запись с пением Елены Васильевны – под аккомпанемент Георгия Свиридова она страстно и солнечно опалила зал вечным есенинским «О, родина, счастливый и неисходный час!»

Александр Матусевич

Тэги: Музыка Опера
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Двойная игра

    04.08.2024
  • Сергей Новиков: «Оперный театр для меня, как машина времени»

    03.07.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Стрельцы прилетели

    12.04.2024
  • «Как беззаконная комета в кругу расчисленных светил»

    25.12.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Под знамена высокого искусства!

    715 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS