Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Я – русский и этим горжусь

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Маленькая выставка Аркадия Пластова в галерее АРТ ПРИМА и большое чувство сопричастности величию Родины

«Автопортрет с круглой палитрой» (фрагмент).
1939–1941

Хороший художник. Даже академик. Но сказать всё это об Аркадии Пластове – всё равно, что не сказать ничего. Пожалуй, только звание «народный» в полной мере отражает значение Аркадия Александровича. Для всех нас, которые русский народ.

А если формально, то: да, тонкий колорист, да, виртуозный рисовальщик. Но мало ли их, холодных и криводушных, знает ХХ век? Чудо – великая редкость, но в основе его всегда правда ума. Того ума, в котором православные мистики творят молитву Господню. Того, который сосредоточен в сердце исихаста.

«Гений русского века». Мне приятно вновь и вновь повторять эти слова, озаглавившие выставку. Ибо в гении проявляется не величие – истинность.

«Учёные, – сказал Марк Фабий Квинтилиан, – знают принципы искусства, невежды – испытывают их действие».
«Трактористки». 1943–1944Блаженным невеждой я и хотел вглядываться в картины Пластова.
Мне, провинциалу, не нужно задумываться, где истоки пейзажной лирики Аркадия Александровича. Ведь ещё в 70-е не было нужды выезжать за пределы большинства русских городов, чтобы увидеть в деле гужевой транспорт, познакомиться с кузнецами, работающими «на подковах». Вот это воспоминание пробуждает Пластов, и оно – родное.

Родное до боли у художника всё: небо – синее, чаще – светло-серое, но нередко и – золотистое. Как сладкий привет из детства, в котором всегда лето, зной, дорожная пыль, запущенный двор, ветхая церковка, разрушенный монастырь, зато по другую руку – величественный храм, а в усадьбе напротив живёт батюшка, соборный протоиерей. Пересекаешь трамвайную линию – и ты на территории духовной семинарии, бегаешь среди курсантов, офицеров, ибо там давно военное училище. Соседи, гарнизонные прапорщики, тайком позволяют исследовать танки. Снаружи и изнутри...

Всё было, ни от какой истории – ни от русской, ни от советской – отрекаться не желаю.
И лёгкая зелень, и тяжёлый суглинок – всё рядом, всё – наше.
Русский мир был в детстве не просто обширен – бесконечен. Это сейчас, став старше, мы склонны забывать об этом. Что не вина наша, впрочем, а беда.
Запылённые тополя, шагающий по аллее патруль с автоматами вытесняются из памяти взрослыми желаниями иных воспоминаний.

Обнажённые женщины, которых, кажется, было даже больше, чем сейчас. Конечно, это аберрация памяти – за приличиями следили все, но роскошная плоть рвалась из вырезов простых платьев и была столь обильна, что, кажется, настигала всюду.

Этого и у Пластова немного. Зато качество тел поразительно. Модели Аркадия Александровича должны иметь гриф «русская красавица», жаль только, что это словосочетание осквернено нечистым прикосновением Виктора Ерофеева.

Однако смиримся и с относительной невыразительностью моего языка, затрудняющегося найти определение лучше. Женщины Пластова красивы той пышной роскошью, которую имеет в виду народ, описывая счастье поговоркой «хата – богата, супруга – упруга».

Но как бы ни были хороши пластовские ню, художник ни разу не забыл о том, что самая выразительная часть человеческого тела – лицо.

В его портретах – вся персональная биография героя. Но если бы только это присутствовало в них, доблесть была бы невеликой. Мастеру удалось создать галерею наиболее типических представителей русской нации. С общей или во многом сходной биографией хранителей земли.

Здесь есть моя мама, Анна Петровна, есть моя бабушка, бабуня, как звали мы в семье Федору Терентьевну. Девочка с коромыслом вполне могла оказаться моей старшей сестрой. Ночевать в стогу я спокойно мог со своим деревенским дядей Ваней. Он бы рассказывал мне про войну, про прежнюю жизнь. За нами приезжала бы, и обязательно верхом, тётка Кристина, бабунина сестра, звала бы домой, а потом, накормив, вспоминала о том, как через эту вот деревню проходили колчаковцы, как именно в боях с ними научилась она, тогда девчонка, и скакать, и стрелять.

Память, мифотворица... Тётку Кристину я помню уже глубоко больной, лежачей, ненависть же крестьянина-сибиряка к Колчаку – семейная, она ничуть не унялась в пересказе тёткиной дочки – Марии, поэтому так и врезалась в память.

Ушла бабунечка. Умер Иван Петрович. Сын тёти Маши Павлик – почти старик. Личной биографии русского у меня, признаться, в связи с этим очень мало.

Может быть, именно поэтому я так внимательно, до рези в глазах, всматриваюсь в полотна Аркадия Пластова, что они вводят меня в целостное жизнеописание моего народа.

Художник рассказывает мне о том, что не успели или не смогли поведать родные. Слишком много отдавшие фронту с его «голодом и жаждой», тылу с его шахтами и оборонными заводами, селу с его лишь иногда золотым, а чаще – тяжёлым русским суглинком.

Валерий АНТОНОВ

Выставка продлится до 15 января

Обсудить в группе Telegram

Валерий Антонов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS