Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

«Я твой внук, я пришёл из столицы…»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Н. Поликарпов, С. Золотусский, Т. Поликарпова. Скажи мне, кто твой дед. – М.: Права человека, 2007.– 428 с.

Книга соткана из поэзии, прозы, писем, воспоминаний и комментариев членов одной семьи, принадлежащих к разным поколениям, – деда, Николая Поликарпова (годы жизни 1906–1984), внука, Сергея Золотусского (1955–2002), дочери одного и матери другого – Татьяны Поликарповой.
В «Ключе к книге» составитель её, Татьяна Поликарпова, определяет жанр так: «…своеобразная хроника одной семьи на протяжении более чем полувека с двумя его трагическими пиками: антинародного террора 30-х годов, о чём пишет дед, и антинародной же по способу ведения – перестройки 90-х».
Подзаголовок книги – «Два автопортрета». Первый – автопортрет деда – заключён в его повести-были «Камень тревоги и боли» – о том, как, получив обвинение во вредительстве, он был вынужден два года провести в тюрьме, и стихотворениях, возникших в тюрьме, но записанных уже на свободе. Второй – автопортрет внука – в литературном сценарии короткометражного фильма «В полутора километрах от Кремля» и, главное, в книге стихов «Соучастники и двойники».
Но в большей степени, нежели из стихотворений и прозы (свидетельствующей ещё раз о том, что дар творчества передаётся по наследству), эти два автопортрета слагаются из переписки деда и внука, которая по праву в центре сборника и в конечном счёте – внимания читателя.
«Дед, я завидую тебе, твоей вневременной цельности, твоей внутренней гармонии. Я чувствую: многое, что есть в тебе, – есть во мне. Злое золотусское начало антагонистично существует рядом с добрым, поликарповским, – отсюда эти метания, раздирания и т.д. Сейчас я больше Поликарпов – от Золотусского осталась только атомно-опасная энергия, которая, не применяемая к чему-либо, обращается внутрь его носителя, и происходит разрушение, самосожжение, самопожирание. Вот я и хочу Молоха-Золотусского заставить крутить жернова на мельнице доброго гения Поликарпова».
Эпистолярный жанр уходит в прошлое. И жаль, если вместе с этим уйдёт то важное, что хранят старые письма, – запечатлённую на века попытку человека разгадать себя и поделиться этими размышлениями с самым близким: дедом, отцом, женой, сыном, другом… Ведь бытовые детали писем – лишь декорации, а вот оттенки чувств не передашь в эсэмэсках. Как хочется, чтобы вместе с этой великой российской традицией – писать друг другу письма – не ушла и традиционно российская глубина и всеохватность мысли и чувств, свойственная не только поэтам и писателям.
«А я всё ещё жива, – заключает Татьяна Поликарпова. – Наверное, для того, чтобы дать им возможность рассказать о себе». И всё-таки не два – три автопортерта в этой книге. И третий – портрет чуткой, умной женщины, связавшей воедино творчество и быт одной семьи, бережно сохранившей в памяти всё, связанное с двумя главными и любимыми мужчинами её жизни – сыном и отцом. И знающей, что нет для творческих людей лучшей памяти, нежели издание такой книги. 

Наталья НОМИРОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Номировская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS