Для руководства любым коллективом необходимы, как минимум, твёрдость и сильная воля. А если этот коллектив состоит только из мужчин, к тому же творческих людей, большинство из которых – музыканты международного класса, то этих качеств должно быть раза в два больше. Глядя на Елену ВАШКЕВИЧ, хрупкую очаровательную блондинку, трудно поверить, что она уже шесть лет является руководителем и идейным вдохновителем белорусского ансамбля «MIDIAS». С Еленой мы встретились за кулисами сразу после выступления ансамбля, открывшего программу джазового фестиваля «Джаз-Московия», проходившего 8 и 9 сентября в подмосковном Троицке.
– Трудно было не отвлекаться во время выступления в таком большом и разновозрастном зале?
– Если на сцене находишься в положительном творческом состоянии, то всё играется как надо, словно ты «идёшь по музыке». Бывает, что отвлекаешься на движение в зале или на собственные мысли. Но сегодня всё удалось с первой взятой ноты.
Когда нас пригласили на этот фестиваль, мы решили параллельно дать ещё несколько концертов. Вчера играли в Балашихе для воспитанников детского дома. Завтра будет ещё один небольшой концерт.
– Как возник ансамбль «MIDIAS»?
– Этот ансамбль – наша частная инициатива. Все музыканты работают в разных местах, а в ансамбле играем для души. С самого начала это была моя идея. Ещё во время учёбы я знала, что буду заниматься ансамблем.
– А где вы учились?
– Я закончила Белорусскую академию музыки по классу фортепиано. У меня был замечательный педагог – Зоя Вениаминовна Качарская. А теперь я уже и сама преподаю.
– Как появилось название ансамбля и что оно означает?
– Ко времени возникновения этого названия как ансамбль мы играли уже давно. Тогда мы ставили свой первый и, наверно, самый яркий проект «Nuevo Tango» на музыку Астора Пьяццоллы. Это был спектакль об истории развития танго от самых истоков, как из танцевальных залов оно перешло на сцену. И вот для такого яркого спектакля пришлось придумывать соответсвующее название. Вроде, всё получилось: и спектакль, и название. «MIDIAS» – это «музыкальные идеи и ансамбль солистов».
– Чем вы руководствуетесь при выборе репертуара?
– Очень сложно найти интересную авторскую музыку, поэтому мы всегда делаем свою аранжировку. Профессиональный уровень музыкантов в сочетании с хорошим композитором позволяет по-разному прочитывать партитуру. Можно сделать всё что угодно. А начинается так: у меня возникает тема, потом я нахожу под неё репертуар, мы советуемся, обрабатываем, добавляем что-то своё, и получается концерт. Если есть время, то оформляю его в спектакль, арендуем зал и играем. Размер зала зависит от возможностей спонсора. Вот такой творческий процесс.
– В Беларуси трудно найти спонсора?
– К сожалению, в Беларуси существует закон, согласно которому средства, предоставляемые спонсором, тоже облагаются налогом. И это, конечно, является тормозящим фактором при поиске спонсора. Мы коллектив достаточно молодой и, как говорится, не очень раскрученный. Нас, конечно, знают, но это, в основном, люди, интересующиеся джазовым искусством, любящие и понимающие его. Люди, не имеющие профессионального отношения к музыке, тоже приходят на наши концерты, но хочется, чтобы их было больше. Я иногда занимаюсь рекламой, если нахожу какой-то оригинальный ход, ведь я ещё и дизайнер.
– Дизайнер чего?
– Интерьера. В дальнейшем планирую совместить эти два вида своей деятельности. Ведь наши проекты – это не просто концерты, это музыкальные спектакли, сочетающие в себе несколько разных стилей: джаз-танго, джаз-класссика, джаз-латинская музыка. То, что называется «crossover music» – современная мозаика. Но времени на саморекламу катастрофически не хватает.
– Под каждый концерт вы набираете новый состав?
– Нет, состав один, но количество людей, задействованных в каждой конкретной программе, может меняться в зависимости от репертуара.
– Как часто играете?
– На большой сцене – раза два в год. В течение года участвуем в различных фестивалях, много гастролируем с концертами и в Беларуси, и за её пределами: в Польше, Швейцарии.
– Вам поступали предложения бросить частную инициативу?
– Да, но мы не хотим входить в официальный состав филармонии. Боимся потерять свежесть, стать академичными.
– Как попали на этот фестиваль?
– На фестиваль попали достаточно случайно. Ну, почти. В министерство культуры Московской области передали наш диск. И он понравился.
– У ансамбля есть какие-нибудь нерешённые проблемы?
– Наша проблема в том, что не на всякой площадке есть рояль. А перейдя на клавиши, потеряем краски и объём звука, свойственные роялю.
– С проблемой разобрались, перейдём к мечте.
– Да, и мечта, конечно, есть. Я всю свою жизнь люблю хорошую музыку, ихочется, чтобы наша музыка полностью соответствовала этому понятию. Поэтому мечтаю дополнить наш ансамбль вокалом.
Беседу вела
Фото автора