Ковалиная книга: Вспоминая Юрия Коваля. – М.: Время, 2008. – 496 с.
Студенчество – время особое, кто ж того не знает! Именно в эту пору молодой человек, ещё не очень серьёзно относящийся к жизни, начинает поход в свою взрослую судьбу. Очень своеобразный писатель Юрий Иосифович Коваль (1938–1995), который в этом году мог бы отметить 70-летие, учился в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина на факультете русского языка и литературы. Что представлял собой МГПИ в середине 50-х? Там учились Юрий Ряшенцев, Пётр Фоменко, Юрий Визбор, Владимир Красновский, Юлий Ким, Ада Якушева… Стихи, стихи, авторская песня… Среди таких людей нельзя было остаться в стороне от всеобщего увлечения словом, пусть и с ироническим подчас отношением:
Малый, ты тоже, небось, поэт?
Ты тоже дурак, малый!
И даже с горестным, как в письме к Розе Харитоновой: «Ты одна знаешь, что я бездарен, как забор».
Позднее в рассказе Ю. Коваля о Борисе Шергине появляются такие строки: «Слово – ветр, а письмо-то век!» Так, от студенческих «ветряных» капустников и озорных песен под гитару, Коваль шёл к осознанию слова вечного.
Прошли годы. Юрий Коваль стал писателем, художником, сценаристом замечательных мультфильмов. Он снимался в кино, писал песни и пел их неповторимо.
Многогранность его личности объясняет, почему насколько разным он выглядит в воспоминаниях друзей, коллег, современников. Хотя на самом деле получившаяся книга – не воспоминания о писателе Ковале. Это воспоминания об эпохе, воспоминания о становлении творческой личности и её взгляде на мироздание. И о том, почему серьёзный писатель уходит в детскую литературу.
В начале 1960-х годов Коваль начал публиковать произведения именно для детей. Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Недопёсок», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». Созданные им герои: Вася Куролесов, песец Наполеон Третий, картофельная собака Тузик и другие – были любимы детьми за чистоту и непосредственность взглядов на мир этих, вроде бы совершенно литературных, героев. А увлекательные сюжеты усиливали читательский интерес к произведениям Коваля. Писателя наградили дипломом А. Гайдара, Юрий Иосифович стал лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей.
При жизни было опубликовано около 30 его книг, в основном детских или, как «Листобой» и «Самая лёгкая лодка в мире», адресованных как маленьким, так и взрослым читателям.
Коваль подолгу жил в деревне Чистый Дор, запечатлённой во многих его рассказах, и на Цыпиной Горе близ Ферапонтова монастыря (Вологодская область). Поэтому в его прозаических миниатюрах так много сказано о животных, о явлениях природы и деревенских жителях: дедушке Зуе, Пантелевне и др. Многие из этих миниатюр вошли в книгу «АУА», увидевшую свет после смерти писателя. По поводу названия Коваль пояснял: «Возможно, в этом слове есть и крик заблудившегося, и ответ успокаивающий, и плач ребёнка, и возглас боли, и даже Агентство Улетающих Арбузов. А может, нет ничего, так – белиберда, пустяк».
Также после смерти писателя был опубликован роман «Суер-Выер», над которым он работал многие годы, начав в соавторстве с однокурсником Леонидом Мезиновым ещё в МГПИ (в 1996 году роман был отмечен премией «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов).
Произведения Коваля переведены на все европейские, а также на японский и китайский языки. Хотя для перевода он не самый простой писатель. Как указывает Юрий Ряшенцев: «В прозе, и особенно в последнем романе «Суер-Выер», Юрий Коваль узнаётся сразу по какой-то фирменной игре, когда простое изменение грамматической формы даёт понять о человеке и обстановке больше, чем если бы он долго говорил. Посмотрите, как роскошно и аристократично: «Он пил свой утренний… пиво»… Это Коваль, его секрет, и таких фирменных секретов масса, может быть, они и составляют самое прелестное, что есть в этой прекрасной прозе».
Более 50 авторов сборника находили самые разные, но свои слова о мастере. Кто коротко и ярко, как Марк Шварц в зарисовке «Тумбочки от Коваля», кто-то эссеистично-раздумчиво и неторопливо, как ныне ушедшая от нас Татьяна Бек. Юрий Норштейн, Андрей Битов, Юлий Файт, Марина Тарковская, Виктор Чижиков – у каждого был свой Коваль.
В той самой студенческой юности он писал из Подмосковья: «Я вымазан весной и лесом». Наверное, он был счастлив в этом состоянии. И да пребудет оно с ним и с нами!