Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

«Я знаю, вы попомните меня»

01 января 2007

ПРОВИНЦИЯ

Свердловская музкомедия сделала себе к 75-летию «царский» подарок

Екатерина II - Нина Шамбер, принцесса Фике - Мария Виненкова; ФОТО: Виталий ПУСТОВАЛОВЗрители, в особенности на периферии, уже  много лет сидящие, как правило, на скудном декорационном пайке — когда обычная коробка может превращаться по ходу действия  то в предмет мебели, то в пожарную каланчу, то в трактор, — будут, без сомнения, восхищены сценографическим пиршеством, устроенным для них создателями мюзикла «Екатерина Великая», поставленного в Свердловском государс­твенном академическом театре музыкальной комедии. Тут уж карета так карета, дворцовые покои — в натуральную величину. Быстрая пе­ремена декораций. Сотни костюмов в стиле екатерининской эпохи, в том числе богатые на­ряды для коронации, и все они созданы извест­ным столичным театральным художником Пав­лом Каплевичем. С такой вот помпой встречает театр свой 75-летний юбилей.

Многочисленные афиши извещают о том, что это «мировая премьера». Они не так уж часты да­же для Москвы, что уж говорить об Урале. К со­зданию спектакля были привлечены творческие силы из разных городов, да и стран, поскольку композитор Сергей Дрезнин, выпускник Москов­ской консерватории, проживает сейчас во Фран­ции. А до своего отъезда за границу в 1987 году он возглавлял основанную им Экспериментальную музыкально-театральную студию. Если добавить к этому, что Дрезнин — автор музыки ко многим кинофильмам, а также двенадцати мюзиклов, становится понятно, что опыта ему не занимать. И действительно диапазон звучащей в спек­такле музыки охватывает самые разнообразные направления: от оперы до джаза. Композитор использовал и мелодии русского фольклора, и православные песнопения, и пафосный импер­ский парадно-маршевый стиль, без которого не обойтись, поскольку спектакль представляет со­бой, как сказано в подзаголовке, «музыкальные хроники времён Империи».

В названии знаменитого коллектива, на про­тяжении не одного десятилетия заслуженно чис­лящегося одним из лучших «в своём роде» в масштабах всей страны, присутствует слово «ко­медия». Притом что период русской истории, о котором рассказывается в «Екатерине Великой» — действие происходит с 1745 по 1796 год, — не отличается особым весельем и безмятежностью. Да к тому же нелегко выбрать из происшедших за полвека событий — начиная с того, как 15-летняя немецкая принцесса Софья-Августа-Фредерика приехала в Россию, выучила русский язык, вышла замуж за будущего царя, и заканчи­вая тем, как сама она стала императрицей, — са­мые яркие и типичные. Авторы постарались сде­лать повествование максимально насыщенным, не забыты все хрестоматийные вещи и понятия эпохи вроде потёмкинских деревень, однако не сбиться при этом на скороговорку практичес­ки невозможно. Шутка ли — 39 основных пер­сонажей плюс массовка: «крестьяне и солдаты, придворные и министры». Всё это многолюдье московскому режиссёру-постановщику Нине Чусовой, чуть ли не на полгода осевшей в Ека­теринбурге, необходимо было скоординировать, чтобы создать действие как минимум цельное. И ей это удалось, подобно тому, как дирижё­ру-постановщику Борису Нодельману удалось добиться слаженности и гармонии в звучании оркестра. И, разумеется, высокое мастерство проявили актёры. Выделять кого-либо из де­монстрирующего коллективно высокое мас­терство актёрского ансамбля было бы не вполне правильно. Хотя, с другой стороны, нельзя не сказать о том (как исходя из соображений га­лантности, так и с точки зрения субординаци­онной), что и взрослая Екатерина II — народная артистка России Нина Шамбер, и императрица «в юности» — лауреат международных конкурсов Мария Виненкова проявили недюжинное во­кальное и драматическое мастерство.

Что касается вокала, тут есть возможность блеснуть почти у всех исполнителей, что они ус­пешно и делают. Хотя стихи Александра Анно и Михаила Салтыкова запоминаются плохо, в них почти нет поэтических находок. Ещё сложнее обстоит дело с драматургической основой, ибо либретто является, мягко говоря, узким местом спектакля. Подобное историческое обозрение предполагает некоторую фрагментарность. Авто­рам пьесы (а здесь в качестве соавтора вышеупо­мянутого Александра Анно значится, между про­чим, не кто иной, как Михаил Рощин) не удалось из сотен возможных вариантов рассказа об исто­рических событиях выбрать оптимальный. Пять минут — и прошло восемь лет. Ещё пять минут — прошло десять лет. Как в клипах. При подоб­ном скачкообразном развитии событий зрите­лям трудно уследить за сюжетом. Можно лишь понять, что, находясь у власти, Екатерина II со­знавала, что приносит России большую пользу. Недаром обращается к потомкам со словами: «Я знаю, вы попомните меня.» Спектакль дока­зывает, что она мечтала об отмене крепостного права, не любила всё немецкое. А вот муж и сын самодержицы представлены ярыми западника­ми. Это слишком общее впечатление об эпохе. Хотя, очевидно, после мюзикла кто-то из зри­телей примется читать серьёзные исторические книги. Уже за одно это следует быть благодарны­ми «Екатерине Великой».

Александр ХОРТ, ЕКАТЕРИНБУРГ-МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Александр Хорт

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS