В Зале официальных делегаций Ярославского вокзала в Москве состоялась презентация картины народного художника России Дмитрия Белюкина «Матушка-Русь. Ярославль», написанной по заказу Московской железной дороги.Скажи сегодняшним молодым, что слово «вокзал» происходит от английского Vauxhall, названия увеселительного заведения близ Лондона, открытого в XVII веке, и что в России XIX века поначалу это также было местом общественных увеселений, с концертами, выставками и вернисажами, они не поверят. И это неудивительно – в советский период культурная составляющая вокзалов была сведена к нулю и здорово сдвинута влево со знаком минус. Между тем Михаилом Ивановичем Глинкой специально к открытию Павловского вокзала в Петербурге была написана бурлескная «Попутная песня». А интерьеры Ярославского (прежде – Северного) вокзала украшали двенадцать панно Константина Коровина, навеянные «творческой командировкой» на Крайний Север, куда он был отправлен в 1894 году Саввой Мамонтовым, строившим дорогу до Архангельска.
В советское время в интерьерах Ярославского вокзала появились лепнина и картины советских художников, а главное – была изменена символика герба на декоративной решётке крыши. Рельефные изображения гербов трёх городов, которые связывала Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога: Георгий Победоносец – Москва, святой Михаил Архангел – Архангельск и медведица с секирой – Ярославль, само собой, не вписывались в реалии советской жизни. Но в 2002–2004-х годах руководством Московской железной дороги на Ярославском вокзале были проведены восстановительные работы, и он по примеру станций Козлова Засека (Ясная Поляна), Бородино, Чехов, Скуратово, Гагарин, наряду с Киевским вокзалом стал своеобразным музеем. Тогда и получил художник Дмитрий Белюкин от Московской железной дороги редкий по нынешним временам заказ.
Над картиной, посвящённой Ярославлю, художник работал два года. И вот огромное полотно, пока скрытое от глаз публики, ждёт момента. Оркестр «Боян» под руководством народного артиста СССР Анатолия Полетаева грянул «Славься!», и покрывало упало с полотна: сквозь золотую дымку осени нежно засиял Ярославль. Город, основанный почти тысячу лет назад Ярославом Мудрым. Город, где в 1612 году, в дни польско-литовской интервенции, митрополит Кирилл благословил князя Дмитрия Пожарского на освобождение Отечества. Где в Архиерейских покоях Спасо-Преображенского монастыря обитали подвижники веры и благочестия, и среди них святитель Тихон, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Где в начале XIX века А.И. Мусиным-Пушкиным был найден и опубликован список уникального памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве».
– Если на Западе повезло только парижскому вокзалу Орсе, превращённому в музей, – на остальных вокзалах вы увидите всё те же «собрания» авангардистов, – то, думаю, в возрождении наших вокзалов как культурных центров доминантой станут понятия духовности и патриотизма, – уверен Дмитрий Белюкин. Поверим художнику.