Проблем в Ульяновской области, как и в любой другой российской провинции, предостаточно. Тут можно перечислять долго: низковатые зарплаты, убывание молодёжи из региона в иные, более «хлебные» места – Москву, Питер, Казань, Самару... Большие проблемы с медициной, ЖКХ, эффективностью управления и так далее. Казалось бы: вот где разгуляться аналитической журналистике, вот где открываются возможности глубокого рассмотрения ситуаций, каких-то выводов... И даже (посмею подумать!) рекомендаций местным властям – ведь они постоянно трындят об открытом правительстве, гражданском обществе и прочих атрибутах демократии.
Но... Областные «телеящики» главным образом заполнены информацией (конечно же!) о достижениях и успехах местных управленцев. Тележурналисты (а это большей частью юные выпускницы местного журфака) с каким-то чисто провинциальным придыханием повествуют буквально о каждом чихе регионального чиновничества, отнюдь не утруждая себя попытками «извлечь корни» той или иной проблемы, обнажить их причинно-следственные связи. Тут к месту такой трюизм: «скользят по поверхности»... За пределы протекающих крыш, отвратительных дорог, не вывезенного мусора (а это не исчезающие из года в год темы) журналистский взгляд не выходит. Критика выше уровня среднего клерка не поднимается. А чтобы соблюсти видимость равновесия, регулярно являются на экранах диалоги с региональными начальниками достаточно высокого ранга. Те, конечно, глаголят об объективных трудностях, об «отдельных недостатках», которые, естественно, успешно преодолеваются благодаря усилиям местных управленцев.
Короче, событий с оттенками негатива местное телевидение старается избегать. Среднеуравненное течение жизни региональной журналистике предпочтительнее. Почему? Да причины неоднозначны. Ну, допустим. Слишком настырного журналиста уволят по подсказке «сверху» – а куда ему деваться? Далее: откуда брать профессионалов на весьма скудные зарплаты? Ну и главное, конечно, тот самый знаменитый административный ресурс, который, как радиация, невидим, но сильно ощутим...
Не потому ли местные телеящики взахлёб повествуют о всяких довольно экзотических событиях в регионе. Вот, скажем, муссировавшаяся всеми телекомпаниями «Усадьба колобка».
История забавная. Какие-то заскучавшие московские чиновники решили обессмертить своё имя созданием некой сказочной карты России. То бишь оживотворить классическую топографию сказочными персонажами.
Как это у нас бывает, по стране прокатилась волна чиновничьего усердия: стали искать «сказочные» символы регионов. В Костроме остановились на Снегурочке; в Ярославле, по-моему, на Добрыне Никитиче, в Екатеринбурге – на Коньке-Горбунке – и так далее.
В Ульяновске краевед С. Петров вдруг выяснил, что известный в России Колобок явился на свет именно в Симбирской губернии! Значит, ему и олицетворять регион.
И пошло-поехало! Стали строгать кругляши из дерева, выпекать из теста, выковывать из металла, лепить из глины – и так далее. Венцом созидательного процесса стало строительство «Усадьбы Колобка». Близ Ульяновска на десятках гектаров земли стали сооружать какие-то плетни, сарайчики, срубили какую-то домушку... И торжественно, с присутствием губернатора открыли...
Телевизионщики захлёбывались от восторга.
А проект «Летающие тарелки», о котором также многократно вещало местное телевидение?
Почему-то совершенно прагматичный человек, ульяновский губернатор Сергей Морозов, вдруг взялся патронировать создание «транспорта будущего». И даже пообещал президенту РФ Дмитрию Медведеву запустить к 2012 году в промышленное производство пресловутую «тарелку»? Хотел показаться прогрессивным (как сейчас говорят – креативным) деятелем? Или был уверен в том, что замысел вполне осуществим – а коли так, тарелка с ульяновской земли реально взлетит?
Я думаю, тут сошлись воедино обе ипостаси.
Да уж, сомневаться в реальности взлёта «тарелки» было трудновато. Ибо так настойчиво, так красочно, так убедительно презентовали создатели своё детище, что человеку, к технике не имеющему прямого отношения, удержаться от соблазна весьма трудно. Как тут не купиться на заманчивый проект? Тем более что руководство некой компании «Локомоскай» позиционировало себя так (цитирую с её сайта): «Компания проектирует, строит и эксплуатирует (заметьте: «строит и эксплуатирует!») многоцелевые дирижабли и аэростаты. Конструкторы и проектанты компании создают летательные аппараты, зачастую не имеющие аналогов в мире».
И начались телерепортажи с живописными моделями, сообщения о «завершённых проектах», неких успехах... Не испытательные – а медийные площадки использовались на всю катушку. Следовали многочисленные сообщения «о намерениях», мощные «фотозалпы»: председатель совета директоров компании рядом с председателем Госдумы; с зампредом правительства РФ, с министром транспорта РФ и прочими руководящими персонами России.
Вот господин председатель компании демонстрирует модель «тарелки», рассказывает о невероятных её достоинствах. Известный полярник Чилингаров держит в руках возрождённый журнал «Вестник воздухоплавания», в котором – конечно же! – есть статья под обещающим названием «Локомоскай: экономика без балласта». И интервью с губернатором С. Морозовым тут же опубликовано, называется (тоже не без амбиций) «Ульяновск – центр дирижаблестроения».
И правительство Ульяновской области приняло целевую программу: «Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов» (недавно, правда, признавшись в своей ошибке, за что губернатору Морозову искренние аплодисменты).
А телевидение резвилось вовсю...
Такие сюжеты – это своеобразный карт-бланш местного телевидения. Ну ещё передачи под претенциозным названием «Один на один». Как бы дуэль собеседников. Но эти «дуэли» напоминают не схватку двух точек зрения, а беседы по принципу: «Мы оба – уважаемые люди». То бишь по Аркадию Райкину.
Таковы в общих чертах «блеск и нищета» регионального телевещания в славном городе Ульяновске.
Впрочем, полагаю, не только в нём. Подобными бедами грешит, думаю, всё (или почти всё) провинциальное телевидение России.