Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 августа 2018 г.

Явь Сибири

21 августа 2018

Книга Алексея Иванова «Тобол. Много званых» — это пеплум об эпохе Петра I. Или историческое «кино», где место действия — Сибирь, время действия — начало XVIII века. По сюжету император хочет переделать Россию на новый лад. На дворе, между тем, эпоха, напоминающая царствование первого Романова: снова приходится «поднимать» страну из руин, и снова разоренная казна нуждается в подпитке, которую можно добыть, только разрабатывая природные богатства. Имперские амбиции направлены на Тобольск, а там все не так-то просто.

Там пленные шведы, китайские парламентеры, сибирские умельцы, шаманы северных народов и православные ультра-раскольники вынуждены сосуществовать в едином пространстве. Представители этих разномастных групп плетут интриги, причем у одних ставка – сохранение сибирского наследия, у других – богатство, а у третьих – жизнь.

Все эти перипетии закручены в лихой, почти кинематографический сюжет, приправленный историческими деталями. Сам Иванов не скрывает, что писал «Тобол» с прицелом на будущую экранизацию: собственно, сценарий для фильма появился даже раньше, чем книга. Вероятно, поэтому автор и назвал свой роман «пеплумом» – то есть присвоил ему подлинно голливудский жанр, берущий в качестве основы античные сюжеты. Несмотря на огромный замах, в книге вы не встретите ни Гая Юлия Цезаря, ни Александра Македонского, ни кого бы то ни было еще из Золотого века, зато познакомитесь с оборотистым губернатором Гагариным, рачительным семейством Ремезовых, капитаном фон Страленбергом, влюбленным запорожцем Новицким, дикаркой Айкони и еще множеством менее величественных, но не менее любопытных персонажей.

Такое повествование – классика исторической прозы. В подобном ключе уже были написаны «Каменный пояс» Евгения Федорова и бесконечный ряд романов Валентина Пикуля. Зачем нам еще одно подобное произведение, спросите вы? В чем его уникальность?

Интересно, что автор как будто и не пытался создать что-то отличное от других; наоборот, он «бродит» по просторам Сибири с литературой прошлого: «Петром I» Алексея Толстого, с «Восковой персоной» Юрия Тынянова… При том первый автор – в приоритете, что может говорить о желании Иванова действовать по методу прославленного императора – прорубать окна там, где их появления никто не ждет. Поэтому у каждого персонажа в его романе есть свой собственный круг дел: кто прорубает окно в сибирскую культуру, кто – в духовную сферу, а кто – на черный рынок…

Ивановский «синдром краеведа» вновь не подводит читателя: автор создает в своей книге самобытную историю Сибири, а география местности определяет жизнь и судьбы людей. Подавляющее большинство персонажей в романе не только отчуждено от власти, но не чувствует себя хозяевами даже собственной жизни – на фоне подавляющей природной стихии они кажутся крохотными песчинками. Тот же прием был использован в романе «Географ глобус пропил», где роль первого плана играли речные потоки; та же история и с поселком Ненастье в одноименной книге.

В классических произведениях, в том же «Петре I», на которого ориентируется Иванов, Сибирь раскрывалась через личности – в «Тоболе» же, наоборот, Сибирь раскрывает личности. Именно с позволения природы здесь здравствуют те, чья цель – благо для всех. Таков Семен – глава семьи Ремезовых, хранитель сибирских тайн. Человек, который мыслит и живет историей и даже создает ее: строит Тобольск, пишет книги, собирает легенды, рисует карты, дабы оставить после себя наследие. Он – своего рода колонист знаний и кладет целую жизнь на то, чтобы завладеть этим сокровищем. Через его образ Алексей Иванов выводит своеобразный закон: не только Сибирь, но и вся Россия строится теми, кто не мучает себя проклятыми вопросами, а занимается делом и относится к действительности, как к лучшему из возможных миров.

Написанный простым, прямолинейным языком роман не вызывает трудностей при чтении. Единственная сложность – многочисленные и путанные сюжетные линии, но через добрых двадцать-тридцать страниц к этому привыкаешь и начинаешь разбираться. Все по правде и почти без вольностей – насколько это возможно в художественной прозе. Понятные диалоги и убедительные персонажи дополняются объемными описаниями природы, домов, ярмарок, улиц, быта – все вместе создает реалистичный антураж сибирской жизни, лишенный исторической помпезности. И если раньше у Иванова явь и навь – искристое вино жизни и холодное дыхание мертвой материи – шли на равных и параллельно, то в «Тоболе» явь побеждает, а навь бежит субтитрами по сибирским просторам. В целом книга носит жизнеутверждающий характер и обязательна к прочтению тем, кто интересуется родными историей и географией.

 

Ксения Кузнецова

 

 

 

Тэги: Критика Ксения Кузнецова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Второстепенные или главные?

    08.12.2021
  • Любовь в аду и ревизия рая

    16.11.2021
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
  • Алиса из Зазеркалья

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS