Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Языком вышивки

01 января 2007

ВЫСТАВКА

В Коломенском Кремле прошла персональная выставка «Шедевры мирового изобразительного искусства в вышивках Антонины Фединой», посвящённая памяти мастерицы (1925–2008). Экспозиция включает более 35 картин, вышитых в разные годы.

Печальная незнакомка с картины передвижника Ивана Крамского (к этому знаменитому портрету Антонина Федина, также отличавшаяся в молодости редкой красотой, будет обращаться дважды) или задорно блестящая глазами сборщица винограда с полотна обрусевшего итальянца Карла Брюллова являли иную возможность женского бытия для потомственной крестьянки, старшей дочери из многодетной семьи. Она словно примеряла на себя чужую судьбу. Её же судьба была типична для поколения, на долю которого выпало военное лихолетье, голод и разруха…

Вышивки Антонины Фединой отличает особая утончённость, элегантность и красота – в них отразилась сложность и изысканность внутреннего мира подмосковной художницы. Можно говорить об особой музыкальности цветовых решений, отмечающих её собственные композиции на цветочную или пейзажную тему. Недаром Антонина Вячеславовна так любила петь. Профессор Свешников в начале 50-х годов прошлого века, услышав на одном из концертов её блистательное меццо-сопрано, предлагал без экзаменов учиться в Московской консерватории. Но, как это часто случается в больших и бедных русских семьях, старшая сестра пожертвовала учёбой и творческой карьерой, спасая семерых братьев и сестёр от полуголодного существования.

Драматическое впечатление производят белые полевые цветы с листьями на чёрном фоне. Пережитая в молодости трагедия – внезапная потеря любимого мужа – спрятана в вышитом на глухом чёрном фоне цветочном разнотравье, не собранном в привычный букет, а схваченном искусной вышивальщицей в момент их свободного роста на омытой росой лужайке.

В цветовых и пейзажных композициях Антонины Фединой ощущаешь особую внутреннюю связь с жизнью природы. Перефразируя древнюю китайскую поговорку, можно сказать: «Чтобы вышить цветок, нужно почувствовать, как он растёт». Антонина Вячеславовна могла часами бродить по лесу не только в поисках грибов, земляники, ежевики или голубики, но обретая в минуты лесного одиночества душевное равновесие в общении с родной природой. Тайное ощущение глубинного родства с природным – лесным, полевым – миром придаёт композициям художницы особое обаяние. Недаром в её комнате всегда на столе можно было увидеть букет подснежников, ландышей или незабудок, а изысканным павлинам – постоянным героям китайских вышивок – она предпочитала простых снегирей, запечатлённых на одной из оригинальных работ.

Создание вышитых копий шедевров мирового изобразительного искусства – длительный и кропотливый труд. Одну картину Антонина Вячеславовна могла вышивать от шести месяцев до двух-трёх лет. Пятьдесят полотен коломенской мастерицы – итог напряжённой работы нескольких десятилетий. Их отличает то, что невозможно повторить и подделать – сильная и независимая индивидуальность. Это сразу заметили и оценили по достоинству специалисты как в России, так и за рубежом.

Сегодня в Коломне, родном для художницы городе, ведутся переговоры о создании музея вышивок имени Антонины Фединой.

Лола ЗВОНАРЁВА

Обсудить в группе Telegram

Лола Звонарёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS