В Коломенском Кремле прошла персональная выставка «Шедевры мирового изобразительного искусства в вышивках Антонины Фединой», посвящённая памяти мастерицы (1925–2008). Экспозиция включает более 35 картин, вышитых в разные годы.
Печальная незнакомка с картины передвижника Ивана Крамского (к этому знаменитому портрету Антонина Федина, также отличавшаяся в молодости редкой красотой, будет обращаться дважды) или задорно блестящая глазами сборщица винограда с полотна обрусевшего итальянца Карла Брюллова являли иную возможность женского бытия для потомственной крестьянки, старшей дочери из многодетной семьи. Она словно примеряла на себя чужую судьбу. Её же судьба была типична для поколения, на долю которого выпало военное лихолетье, голод и разруха…
Вышивки Антонины Фединой отличает особая утончённость, элегантность и красота – в них отразилась сложность и изысканность внутреннего мира подмосковной художницы. Можно говорить об особой музыкальности цветовых решений, отмечающих её собственные композиции на цветочную или пейзажную тему. Недаром Антонина Вячеславовна так любила петь. Профессор Свешников в начале 50-х годов прошлого века, услышав на одном из концертов её блистательное меццо-сопрано, предлагал без экзаменов учиться в Московской консерватории. Но, как это часто случается в больших и бедных русских семьях, старшая сестра пожертвовала учёбой и творческой карьерой, спасая семерых братьев и сестёр от полуголодного существования.
Драматическое впечатление производят белые полевые цветы с листьями на чёрном фоне. Пережитая в молодости трагедия – внезапная потеря любимого мужа – спрятана в вышитом на глухом чёрном фоне цветочном разнотравье, не собранном в привычный букет, а схваченном искусной вышивальщицей в момент их свободного роста на омытой росой лужайке.
В цветовых и пейзажных композициях Антонины Фединой ощущаешь особую внутреннюю связь с жизнью природы. Перефразируя древнюю китайскую поговорку, можно сказать: «Чтобы вышить цветок, нужно почувствовать, как он растёт». Антонина Вячеславовна могла часами бродить по лесу не только в поисках грибов, земляники, ежевики или голубики, но обретая в минуты лесного одиночества душевное равновесие в общении с родной природой. Тайное ощущение глубинного родства с природным – лесным, полевым – миром придаёт композициям художницы особое обаяние. Недаром в её комнате всегда на столе можно было увидеть букет подснежников, ландышей или незабудок, а изысканным павлинам – постоянным героям китайских вышивок – она предпочитала простых снегирей, запечатлённых на одной из оригинальных работ.
Создание вышитых копий шедевров мирового изобразительного искусства – длительный и кропотливый труд. Одну картину Антонина Вячеславовна могла вышивать от шести месяцев до двух-трёх лет. Пятьдесят полотен коломенской мастерицы – итог напряжённой работы нескольких десятилетий. Их отличает то, что невозможно повторить и подделать – сильная и независимая индивидуальность. Это сразу заметили и оценили по достоинству специалисты как в России, так и за рубежом.
Сегодня в Коломне, родном для художницы городе, ведутся переговоры о создании музея вышивок имени Антонины Фединой.