И вместе с Малышом, Карлсоном, Чебурашкой, другими героями наших мультфильмов не так давно был представлен в качестве темы оформления персонализированных страниц Google, возглавив рейтинг самых популярных дизайнов среди пользователей. В этом году киностудия «Союзмультфильм» отмечает своё 75-летие.
Напомним предысторию: в 2001 году на основании указа президента и распоряжения Росимущества все советские киностудии, кроме «Мосфильма», были разъединены на обособленные творческо-производственные предприятия и фильмофонды. «Золотой век» советского кино и анимации сходил на нет. За год до этого фильмофонды почти всех государственных киностудий были переданы «Объединённой государственной киноколлекции», которая была сформирована на базе ФГУП «Фильмофонд» киностудии «Союзмультфильм».
Сегодня руководство ОГК подтверждает: и по сей день проходят ревизия фильмофонда, его реставрация, оцифровка, пополнение коллекции, защита исключительных прав правообладателей, а также продюсирование новых проектов. А ещё вознаграждение ветеранов и лучших мастеров. В прошлом году прибыль ОГК составила около 180 миллионов рублей, из них 20 внёс «Союзмультфильм». Динамика видна: ведь ещё несколько лет назад «Союзмультфильм» зарабатывал по 14 миллионов рублей в год. В десять раз сократилось производство анимационных фильмов по сравнению с советским периодом. Хорошо, что выстояли, не погибли, а сегодня против советских 45 «Союзмультфильм» даёт в год по 5–6 качественных фильмов. Хорошо, что есть талантливые молодые аниматоры, призёры международных фестивалей: Вероника Фёдорова с обаятельной притчей «Король забывает», Вадим Оборвалов с «Рукокрылым», где оживают под музыку Франца Шуберта старые гравюры, Елизавета Скворцова со своим знаменитым циклом «Колыбельные мира»… Пусть на экране телевизоров мы эти шедевры не видим – но они есть в Сети.
Несмотря на то, что для многих сотрудников нашего национального достояния это 75-летие – праздник со слезами на глазах, всеобщий оптимизм, пусть придавленный нашествием узкобёдрых и узколобых барби и дешёвой японской анимации, был. Не утрачено мастерство, есть уникальные технологии, позволяющие героям новых мультфильмов и сейчас не выглядеть братьями меньшими после большого российского кинематографа. Кто-то сравнил нашего Чебурашку с его плоским, стерильным японским клоном Чеби и сказал, что у Леонида Шварцмана даже шероховатости в кадре были специально запланированы. И в силу своего небольшого роста и неизменно доброй воли наши мультгерои могут стать в авангарде продвижения российского киноискусства на западные рынки. На отечественный – сам бог велел: разработана уникальная система публичного просмотра для школ, детских садов, больниц, лагерей, эдакий «волшебный ящик». Эта система позволит не только не терять миллионы рублей, которые могли бы пойти на создание новых шедевров, продолжения той же «Весёлой карусели», но и донести полные версии любимых сказок и сериалов.
Юбилейный год идёт под знаком «Гофманиады» – одной из самых долгожданных премьер «Союзмультфильма», первой полнометражной картины за почти 40 лет. Режиссёр Станислав Соколов начал работу над проектом ещё в 2006 году, а в августе 2010 года показал первую часть картины на фестивале мультфильмов киностудии «Союзмультфильм». В октябре прошлого года получасовая первая часть «Гофманиады» была представлена на телерынке в Каннах. В съёмках мультфильма задействовано более 180 кукол, созданных по эскизам художника Михаила Шемякина, в мастерских «Союзмультфильма».
В сладко-тревожном ожидании Крошки Цахеса, Песочника и кукольной возлюбленной Гофмана Вероники «Союзмультфильм» предлагает заглядывать почаще в Библиотеку киноискусства, где проходит выставка эскизов, кукол, макетов, фотографий, афиш. Уже скоро здесь можно будет бесплатно смотреть мультфильмы и кино, встречаться с их создателями.
P.S. На этой мажорной ноте можно было бы ставить точку, если бы не открытое письмо, с которым деятели «Союзмультфильма» обратились к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Составлено оно так, что поневоле возникают подозрения: уж не происки ли это неких коварных недругов, задумавших поссорить власть с уважаемой организацией, которой и без того проблем хватает. Увы, за стенаниями по поводу собственного бедственного финансового положения и сладкими грёзами о невозвратном золотом веке советской мультипликации авторы письма просто не заметили, что возрождать российскую мультипликацию нет никакой необходимости. Она существует. Пусть и небезоблачно. Конечно, у тех, кто её делает, нет за плечами славного союзмультфильмовского прошлого, но то, что они делают, достойно и уважения, и поддержки. И озорные (а не занудно-дидактические) «Смешарики», и истории про похождения русских богатырей.
Ситуация на телеканалах тоже не так мрачна и трагична, как она обрисована в письме к руководству страны. Старые добрые советские мультики крутят все, хотя, возможно, и не в том количестве, в каком следовало бы. И иностранные мультфильмы далеко не всегда представляют собой «низкопробные, как правило (но зато дешёвые, а потому прибыльные для телеканалов), поделки». Достаточно привести в пример трогательный «Валли» или знаменитый «Рататуй».
Сегодняшние дети любят и старых героев, и новых. И эти привязанности в их маленьких сердцах прекрасно сосуществуют. Чего не скажешь о взрослых дядях и тётях, решивших не совсем корректными методами бороться за место под солнцем. Финансовая поддержка российским мультипликаторам, безусловно, нужна. Но пусть её получат достойнейшие. И не только по совокупности былых заслуг, но и по зачёту заслуг нынешних.
Отдел «Искусство»