По-разному сложились их судьбы. Творчество Андрея Арсеньевича – это всего пять снятых в СССР фильмов: «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублёв» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979) – и два за границей: «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986). Кинорежиссёр был лауреатом нескольких наград Каннского и Венецианского кинофестивалей, приза экуменического жюри и специального Гран-при жюри. «Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» вошли в список 100 величайших фильмов всех времён в 2012 году. Андрей Арсеньевич умер 29 декабря 1986 года в Париже и похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Андрей Сергеевич Кончаловский написал 34 сценария, снял 27 фильмов, поставил 8 театральных спектаклей, опубликовал 6 книг и более 100 публицистических статей, получил множество международных премий, наград и званий. Последние фильмы, снятые им: «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи!», «Человек неунывающий»…
Дружба и творческое соревнование двух Андреев начались во ВГИКе, и это были непростые отношения. Их учителем был выдающийся советский режиссёр с огромным опытом работы в киноинституте Михаил Ильич Ромм, он разбирался в людях и умел разглядеть среди поступающих во ВГИК настоящие таланты. Среди его учеников: Василий Шукшин, Григорий Чухрай, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Александр Митта, Владимир Меньшов… и Кончаловский с Тарковским.
Они были интересны друг другу, у них были близкие взгляды на кино, они оба чувствовали, что обязательно скажут своё слово в искусстве, которому посвятили жизнь.
Вместе они написали несколько сценариев. По одному из них Тарковский снял свой дипломной фильм «Каток и скрипка», где главные роли исполнили Владимир Заманский, Игорь Фомченко и Наталья Архангельская. Потом вместе писали сценарий «Иванова детства» о трагической судьбе мальчика Ивана, потерявшего родителей и живущего одним стремлением отомстить фашистам. Как ни крути, но Андрей Кончаловский дорогой дружбы шёл увереннее, всегда был готов помочь, испытывал энтузиазм и горячее желание в работе с коллегой над фильмами, были, конечно, и споры. И ссоры.
Так, во время монтажа «Иванова детства» Кончаловскому не понравились отдельные жестокие кадры, он воспротивился. В своей книге Андрей Сергеевич вспоминал:
«– Ты ничего не понял, – сказал Тарковский. – Это как раз и нужно.
– Нет, я против, – сказал я.
– А ты тут при чём? – Андрей заиграл желваками.
– Ну как же? Всё-таки я соавтор сценария.
– В титрах тебя нет.
Я не ожидал, что разговор примет такой оборот. Я побежал вниз по лестнице. Он догнал меня.
– Не приходи больше сюда.
Он оставил те куски и оказался прав. Они были замечательные... Дружба наша продолжалась, хотя пути уже начали расходиться».
Последняя совместная работа была над сценарием фильма «Страсти по Андрею». В широкомасштабной картине изображена жизнь великого русского иконописца Андрея Рублёва.
Трудно сохранить дружбу двум людям, работающим на одном поле под названием «Искусство». Кончаловский вспоминал лето 1963 года.
«Тарковский стоял у окна, шёл дождь, он повернулся ко мне и неожиданно спросил: «Ты думаешь, что ты гений?» Я не ответил. Возникла пауза… Я смотрел на Андрея и точно знал, что он думает. Думает, что гений – он, а не я…»
«Мы начали расходиться тогда, – вспоминает Андрей Сергеевич, – когда у меня стали формироваться свои взгляды и творческие принципы, у Тарковского они уже установились». Ревность, соперничество, и каждый считал себя лучшим и первым, случались и бытовые мелочи.
Кончаловский для Тарковского достал бабочку для поездки на Венецианский кинофестиваль для получения приза, он украл её у отца, Сергея Михалкова.
Прошло два дня, и Кончаловский получает телеграмму о необходимости срочного прибытия в Венецию для получения им приза за лучший короткометражный фильм – «Мальчик и голубь», который тоже наградили в Венеции. Но Тарковский бабочку Кончаловскому не отдал, пришлось купить новую за 10 долларов.
Однако думается, что Тарковский не был в стороне от работы над первым полнометражным фильмом Кончаловского «Первый учитель», совместные поиски нашли отражение в прекрасном дебюте молодого режиссёра. Потом он снял новаторскую «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», явившую самобытный дар режиссёра и исполнительницы главной роли Ии Саввиной. Фильм положили на полку, где он пролежал больше двадцати лет. Огромный интерес вызвали экранизации классики «Дворянское гнездо» и «дядя Ваня». А большой зрительский успех (40 млн зрителей) имел «Романс о влюблённых», который вышел на экраны в 1974 году…
Грандиозная «Сибириада» получила Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Несколько замечательных фильмов Андрей Сергеевич снял за рубежом. «Возлюбленные Марии» с Анастасией Кински, «Поезд-беглец» с Джоном Войтом, получившим «Золотой глобус» за исполнение главной роли в этом фильме, «Гомер и Эдди», где прекрасно играли выдающиеся американские артисты Вупи Голдберг и Джеймс Белуши. А потом были «Ближний круг», «Одиссей», «Глянец» и ещё много фильмов, составивших славу российского кинематографа.
Юношеские мечты Андрея Кончаловского, думается, осуществились, а его творческое соревнование с другим Андреем завершилось победой обоих.
Вячеслав Миляев,
Пенза
«Литературная газета» поздравляет Андрея Сергеевича с днём рождения и желает продолжения неутомимых усилий и творческого вдохновения.