Во Всероссийской Тургеневской конференции в Спасском-Лутовинове приняли участие филологи (лингвисты, литературоведы, текстологи), библиографы и культурологи, искусствоведы, музееведы и музейщики-практики. Но мероприятие не ограничилось только чтением 35 докладов – также рамках конференции состоялась презентация очередного 15-го выпуска «Спасского вестника», открылась выставка «Среди людей, мне близких… и чужих», проведён круглый стол по поводу 150-летия романа «Дворянское гнездо».
Темы докладов охватили самые различные вопросы, касающиеся научных исследований, – как произведений Тургенева, так и его общественных, творческих и личных взаимоотношений с современниками. А география научных центров, делегировавших участников конференции, охватила территорию от Северодвинска до Харькова и от Томска, Абрамцева, Костромы, Ясной Поляны, Щелыкова до Баден-Бадена. Доклад старейшего тургеневеда, профессора из Орла Г. Курляндской прозвучал на конференции первым и был посвящён основополагающей проблеме всей русской художественной классики – вопросу свободной воли человека. По наблюдениям автора доклада, Тургенев решал эту проблему как с христианских позиций, так и с учётом опыта всей мировой философской мысли, в особенности немецкой – Канта, Гегеля, Шеллинга.
В докладе Ю. Лебедева, профессора Костромского педуниверситета, автора вузовских и школьных учебников по русской литературе XIX века, «О вере и сомнениях Тургенева» заявленная тема рассмотрена деликатно, но с отчётливой мировоззренческой определённостью. В отличие от Достоевского и Толстого Тургенев не дал прямого ответа на вечные вопросы бытия, поскольку считал, что никто не в силах решить вопрос о существовании Бога и бессмертия. Он был человеком сомневающимся, но терпимым к верующим людям.
Заданный ведущими тургеневедами мировоззренческий, философско-эстетический уровень осмысления творчества Тургенева был выдержан в других выступлениях. Так, К. Шарафадина рассмотрела системность богородичного мотива в романе «Дворянское гнездо» и показала, что усадебная тема у Тургенева имеет отношение к глубинным пластам национальной жизни, а её сакральная проблематика значительна и трагична. После ухода Лизы Калитиной в монастырь из усадьбы уходит её «душа» – разъединяются «храм» и «дом». Иной акцент усадебного хронотопа романа – гармонически-просветлённый, восходящий к лермонтовскому образу России в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» – предложила в своём докладе А. Бельская.
Доклад Р. Данилевского был посвящён скрытой полемике Тургенева в стихотворении в прозе «Стой!» с известным предсмертным монологом Фауста из второй части трагедии И.В. Гёте, когда он просит прекрасное мгновенье остановиться. В докладе О. Калениченко (Харьков) выявлена типологическая связь одного мотива «таинственных повестей» Тургенева (в частности, «Клары Милич»), а именно «любовь после смерти», с некоторыми произведениями В. Брюсова. Е. Локоткова дала обоснование выставкам и новым экспозициям в Спасском, в частности посвящённой матери писателя. Эти материалы помогают увидеть и саму Варвару Петровну, и её отношения со старшим сыном в интимно-материнском ракурсе, опровергающем досужий миф школьно-учебниковой трактовки о якобы её прообразе помещицы в «Муму». А 9 октября уже в Москве музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» открыл в Музее А.С. Пушкина (Пречистенка, 12) свою выставку, посвящённую Варваре Петровне.
, СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО – МОСКВА