Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Юбилейте, юбилейте чаще!

01 января 2007

АКЦИЯ

Финалом фестиваля и апофеозом нашей любви стал гала-концерт, закрывший праздник, на который пригласили нас Владимир Васильев и Екатерина Максимова

Екатерина Максимова и Владимир Васильев в балете «Спартак». ГАБТ, 1968 год;фото: ИТАР-ТАССНа подмостках Большого неистовствовал Паганини, злодействовал Макбет, от безответной любви к себе умирал над ручьём Нарцисс, а из Царской ложи с лёгкой грустью на сей блистательный дивертисмент взирали те, ради кого и сочинялось действо, приношение двум людям, великим мастерам отечественной сцены, той паре, вместе с которой в мою частную жизнь ворвалось само слово – балет.

Гала-представление завершало мини-фестиваль, посвящённый юбилею творчества, пожалуй, самой знаменитой русской пары. И, как обычно в такие дни случается, происходящее в курилках и фойе порою становилось столь же интересным, сколь возвышенным и совершенным являл себя балет, во время этому подобных праздников особенно и как-то очень «лично» концентрированный.

Я вижу в зале Карлу Фраччи, блистательную прославленную балерину, чья Сильфида живёт уже в области танцевального героического эпоса.

Владимиру Васильеву доводилось быть партнёром Карлы, их совместные портреты в танце можно найти в любом серьёзном путеводителе по балетной мифологии.

В амфитеатре – народная артистка России Татьяна Предеина. Прима-балерина Челябинского театра специально прилетела в Москву ровно на один вечер. И вот она – в Большом.

Кругом привычные лица, совсем незнакомых мало. Что в зале, что на сцене, где, пока я болтаю с вами о зрителях, разворачивается панорама героической эпохи советского классического танца.

Хореография Касьяна Голейзовского сменяется упражнениями Дмитрия Брянцева. За танцем Леонида Лавровского следуют фрагменты из Григоровича. Однако кажется, что больше всего номеров самого Владимира Васильева. Поставленных не только для себя и своей супруги. Но, скажем, и для Николая Цискаридзе. «Alter ego» премьер танцует под музыку Моцарта вместе с молодым Артёмом Овчаренко. Николай Максимович в движении корректен, не выставляет себя, подчёркивает достоинства партнёра. Каковых немало. Мировая премьера номера досталась лучшим.

«Страстность» – вот слово, которое наиболее верно отражает происходившее на сцене. Эпоха личностей постаралась передать сегодняшним танцовщикам отношение к жизни, переживаемой как пластическая драма. Архивные съёмки Васильева и Максимовой дали понять, как жили в танце они. Сравнить с днём нынешним.

Что-то поразило. Галина Степаненко, мастерство которой я всегда уважал, но полагал его далёким от своего характера, вдруг прямо потрясла в условно-танговой фантазии Брянцева. Вместе с «Лебедем» Ульяны Лопаткиной захотелось умереть, столь совершенной была танцовщица не только в демонстрации па, но и в ощущении главного трагизма жизни, в осознании её конечности.

Ну и не могу пройти мимо очень милой девушки из Франции. Солистка Парижской национальной оперы Мириам Улд-Брахам вместе с партнёром открывала концерт. Открывала легко и воздушно настолько, что выработанного ею кислорода хватило для поддержки дыхания во время всего остального действия, больше драматического, нежели лирического.

Позади череда спектаклей, в которых блистали юбиляры, которые идут в Большом и дальше по планете и сейчас. Новые премьеры исполняют Спартака, созданного некогда Григоровичем для Васильева, молодые балерины танцуют Анюту, придуманную Васильевым для своей супруги. Оба они – и Владимир Викторович, и Екатерина Сергеевна – имеют возможность оценить тот путь, что проделал балет вместе с ними, что стало с русским танцевальным искусством в руках, а главное – «в ногах» и головах сияющих сегодня звёзд.

Спартак и граф Альберт, Анюта и Жизель, Васильев и Максимова, как кажется, вполне довольны тем, как продлевают путь, проложенный когда-то ими вместе с целой плеядой мастеров советского балета, теперешние молодые.

А зритель? Госпожа публика может быть недовольна лишь одним: что юбилейный год всегда пятидесятый.
Праздников, как и любви, должно быть больше. Любви – всегда, а трепетных торжеств… хотя бы каждый полусотенный день.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS