Почти 35 лет громадный сектор московского юго-запада ощущал себя транспортно обездоленным: с 1984 года жителям районов Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарёво-Никулино, к которым позже прибавились «замкадные» из Солнцева, Ново-Переделкина, поселений Внуковское и Московский, приходилось добираться в столицу через конечные станции «красной» ветки метрополитена – «Юго-Западную» и «Проспект Вернадского».
Однако теперь ежедневные транспортные приключения для 600 тысяч москвичей, длившиеся ежедневно от 30 минут до полутора часов, остались в прошлом. В их районы пришло метро. 30 августа были открыты семь новых станций на участке новой Солнцевской ветки метрополитена от «Раменок» до «Рассказовки».
Открытие сразу семи станций – такого столичное метро не видывало с 1983 года. Тогда, почти 35 лет назад, в один день заработал участок «серой ветки» от «Серпуховской» до «Южной». А настолько протяжённый участок подземки (15,3 километра) вообще введён в эксплуатацию впервые в истории Московского метрополитена. Интересно, что так называемый Солнцевский радиус на этом не закончится, а пойдёт во Внуково, чтобы обеспечить метро жителей этого района, а также одноимённого аэропорта.
С первых же дней своей работы новые станции дали возможность жителям юго-запада столицы не только быстрее и комфортнее выезжать из районов проживания (теперь им удаётся экономить чуть ли не час своего времени), но и серьёзно изменили общий трафик московского метро. Задышал свободнее перегружённый юго-западный участок Сокольнической линии метрополитена и транспортно-пересадочные узлы у станций «Юго-Западная», «Проспект Вернадского», «Университет». Уже ближе к центру города, на таких станциях, как «Киевская», «Парк культуры», «Библиотека имени Ленина», в часы пик ощутимо уменьшился пассажиропоток. Сократилась нагрузка и на центральные пересадочные станции: «Парк культуры» (на 9 процентов) и «Библиотеку имени Ленина» (на 7,5).
Ну а теперь о новых станциях подробнее.
«Мичуринский проспект»
Первая в городе полуподземная станция. Её пассажиры могут видеть станционный комплекс полностью, оценив тем самым его внушительные масштабы. Из одного вестибюля станции в другой можно пройти по крытой пешеходной галерее. На спуск и подъём работают в общей сложности 6 эскалаторов. Оформление выполнено в стилистике цветущего сада и связано с деятельностью выдающегося биолога Ивана Мичурина, в честь которого названы и проспект, и новая станция.
«Озёрная»
Благодаря построенной в нынешнем году Северо-Западной хорде имеет очень удобный транспортный подъезд. Сама по себе станция типовая, выполненная в единой стилистике со своими соседями: «Минской», «Ломоносовским проспектом», «Раменками» и «Мичуринским проспектом». Вдохновлённые расположенными неподалёку Очаковскими прудами, архитекторы придали станции водную тематику: здесь можно увидеть подсвеченные витражи с кувшинками, а колонны облицованы сине-зелёными панелями.
«Говорово»
Основной цвет построенной в посёлке Московский станции – чёрный. При этом внутренний свет здесь имеет три тона: тепло-жёлтый, белый и фиолетовый. Они придают интерьеру объём и выразительность. Как и чёрный зеркальный потолок с рисунком в виде лабиринта из люминесцентных ламп. Эффект зеркального потолка усиливает серый гранитный пол с поперечными бороздами для декоративной подсветки. Колонны станции облицованы плитами с декоративной перфорацией, которая заполнена кристаллическими вставками, подсвеченными изнутри. На их поверхности пассажиры видят рисунок в виде светящихся капель.
«Солнцево»
Станция удивит пассажиров оптической иллюзией. Поднимаясь по эскалаторам, они смотрят на появляющийся из-за горизонта солнечный диск, который на глазах рассыпается на части и состоит из нескольких фигур, расположенных на потолке, полу и стенах.
Архитекторы решили сделать солнечный свет частью дизайна станции. Для этого в стенах и крыше входного павильона предусмотрены отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь. Сымитировать игру солнечного света позволяет комбинация световых пятен с разной степенью освещённости.
«Боровское шоссе»
Здесь основные элементы оформления основаны на элементах, ассоциирующихся с одноимённой магистралью, в том числе контрастное сочетание ярко-оранжевых элементов и фонового оформления в оттенках серого цвета, навигационная разметка, прожекторы уличного освещения, светильники в виде корпусов машин. Освещение станции напоминает городские фонари. Гладкий потолок с насечками имитирует мокрое после дождя скоростное шоссе, а декоративные светильники выполнены в образе летящих на скорости автомобилей.
«Новопеределкино»
Самая востребованная станция нового участка. В будни через неё проходят почти 16,5 тысячи пассажиров, которые, без сомнений, по достоинству оценили оформление, стилизованное под убранство теремов и палат старой Москвы. Главным украшением являются узорчатые плафоны. На светильниках при помощи перфорированных металлических панелей имитированы настенные росписи в виде травяных орнаментов, а светодиодные излучатели позволяют менять цвета освещения станции. Так оригинальная идея рижских архитекторов позволяет с помощью освещения визуально расширить пространство зала, а также создавать на платформе различные настроения и атмосферу.
«Рассказовка»
Расположена в поселении Внуковское. Особенно придётся по душе любителям литературы. Здесь внутреннее оформление напоминает библиотеку. Путевые стены украшают книжные полки, а колонны представляют собой ящики картотеки. На них нанесены названия произведений, фамилии авторов и QR-коды. С помощью мобильного телефона можно скачать понравившееся произведение и читать его в дороге. Рядом со станцией установлены архитектурные композиции: тоннелепроходческий комплекс и скульптура проходчика и писателя, сидящих на лавочке из рельсов.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Решение о строительстве Солнцевского радиуса метро длиной 31 км с 14 станциями и электродепо «Солнцево» было принято мэром Москвы Сергеем Собяниным в 2011 г. Изначально планировалось дотянуть метро только до Солнцева. Однако в 2013 г. по просьбам жителей Правительство Москвы приняло решение продлить подземную линию до Рассказовки. Совсем недавно стало известно, что новая ветка метро доберётся и до района Внуково.