Гением места (покровителем, оберегающим неповторимую духовную атмосферу, – от латинского genius loci) может похвастаться далеко не каждый город. Но как Вольфганг Амадей Моцарт своим гениальным музыкальным наследием обессмертил федеральную столицу Австрии, став её эмоционально-креативным символом, так и Юрий Башмет с Зимним фестивалем искусств снискал для летней столицы России международные лавры обители муз и талантов, создав фундамент культурной программы Олимпиады-2014. Один из самых известных и значимых российских творческих форумов – член Европейской ассоциации фестивалей, в двадцатке ведущих позиций мирового событийного календаря. Он задаёт тенденции развития отечественной и зарубежной культуры. Успешно выполняет важную образовательную миссию.
Под фестивальной сенью – насыщенная деятельность Международной музыкальной академии, Школы молодого продюсера (совместной с Европейской ассоциацией фестивалей), Школы молодых журналистов, освещающих события культуры, Зимней школы поэзии, Школы слушателей, Фотошколы, Лаборатории «Видеоарт», Конкурса молодых композиторов и Турнира поэтов. Плюс Органный и Бетховенский марафоны, выставки и лектории, профессиональная международная конференция с участием руководителей учреждений культуры и профильных менеджеров.
И это не говоря о концертах и спектаклях с участием звёзд сцены, творческих встречах и пресс-конференциях для сотен представителей авторитетнейших российских и зарубежных СМИ! С 16 по 27 февраля в Сочи Юрий Абрамович проводит XV Зимний фестиваль искусств, завесу тайны над которым уже приоткрыл читателям «ЛГ» в эксклюзивном материале «Прелюдия к концерту бытия...» – №52 (6815) от 29. 12. 2021 г. Предлагаем продолжение беседы маэстро Башмета с нашим собкором.
«МОСТИКИ» МЕЖДУ ЖАНРАМИ И СТИЛЯМИ
– Каждый новый фестиваль – новая творческая высота, а в случае с юбилеем – многоуровневая «пирамида», под стать египетским. В её уровнях и гранях – прошлое, настоящее и будущее нашего проекта.
– И вечное искусство?
– Это уж непременно. Но здесь важно отметить, что искусство – не обязательно «гранитные блоки» массой до 80 тонн, но и нечто трепетно-сиюминутное, воплощающее пульс жизни. Наш фестиваль с первого дня открыт для разнообразных и всевозможных экспериментов. На том стоим! «Мостики» между жанрами и стилями: до Баха, Бах и после – неоклассицизм, романтизм, современная музыка, включая спектральную и написанную искусственным интеллектом, синтезирование музыки и живописи, коллаборации с «Ночными снайперами» и Игорем Бутманом...
Например, в предстоящей фестивальной «музпрогулке» с Игорем центральное место займёт пьеса из фортепианного цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». На неё уже сделано множество аранжировок – и «классических», и альтернативных. У нас тема «Прогулки» предстанет в импровизационном и оригинальном звучании – в мажоре, в миноре, в оркестровом и джазовом облачении.
«ЗВУЧАЩАЯ ЖИВОПИСЬ»
– Я прекрасно помню захватывающие дух концерты «звучащей живописи» из цикла «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век» – совместного проекта фестиваля и Русского музея Петербурга, когда исполнение симфонических сочинений Шостаковича, Свиридова, Кабалевского, Хачатуряна сопровождала проекционная демонстрация на сценическом заднике художественных полотен из музейных фондов, а слушатели в зале сидели в специальных очках и превращались в зрителей – могли оценить буйство красок, масштаб образов и исторический контекст!
– Да, интересный был опыт. К синтезу изобразительного и музыкального искусства устремляли своё творчество Александр Скрябин, Микалоюс Чюрлёнис, Павел Филонов. Например, в Русском музее выставки работ Филонова сопровождает синтезатор АНС – фотоэлектронный инструмент, названный в честь Александра Николаевича Скрябина (именно его инициалы зашифрованы в аббревиатуре) и превращающий графические рисунки в звук, в электроакустическую музыку. АНС разработан в 1939-м, а создан в 1958-м Евгением Мурзиным совместно с группой инженеров и композиторов.
В начале 60-х действующий макет этого синтезатора осваивался моими выдающимися коллегами в московском Мемориальном музее А. Н. Скрябина. Причём для переноса нотного текста на электронную «партитуру» использовалась «свободная графика» звучащих семплов, то есть элементов электроакустической композиции – обертонового ряда звука «до» кларнета в координатах амплитуда/время.
И при создании первых композиций – «Поток» Альфреда Шнитке, «Vivente – Non vivente» Софии Губайдуллиной, «12 взглядов на мир звука» Эдуарда Артемьева и его космических элементов музыкального оформления для «Соляриса» Андрея Тарковского... – в соотношении зрительного образа графического рисунка на «партитуре» АНС и звукового образа выявлено, что «прозрачность» линий рисунка находится в прямой зависимости от «насыщенности» звучания, как и ритмическая структура изображения связана с ритмами звучащего фрагмента.
– А на Зимнем фестивале искусств в Сочи вы с коллегами впервые в стране исполнили пьесу, сочинённую нейросетью!
– Симпатичная «мультяшка». Потом ещё раз играли её в Москве, но углубляться в эту историю не стали. Пока без души – в данном случае композитора Кузьмы Бодрова – обработка и соединение написанных компьютером блоков не обходятся.
Однако в конце прошлого года в Лозанне состоялась мировая премьера 10-й симфонии Людвига ван Бетховена, которую композитор, как известно, не успел завершить! За помощью в её воссоздании дирижёр Гийом Берни и оркестр «Nexus» прибегли к помощи искусственного интеллекта. Учёный Флориан Коломбо из Технического университета EPFL около 10 лет разрабатывал нейросеть, способную писать музыку. В алгоритм загрузили все 16 струнных квартетов Бетховена, и программа сфокусировалась на основных гармонических и мелодических структурах. В основу произведения лёг один из фрагментов темы, по оценке экспертов, являвшейся, возможно, черновиком 10-й симфонии.
Лично я ещё не слышал это сочинение под названием BeethovANN Symphony 10.1 (ANN – Artificial Neural Network: «искусственная нейронная сеть»), но слышал мнение о гармоничности получившейся музыки. Скорее всего, есть в ней что-то и бетховенское, и не только.
«ИГРА ЗАГАДОЧНЕЙ ВСЕГО...»
– Известный индийский йогин-мистик Садхгуру утверждает, что в основе искусства разбираться в людях и умения всегда оказываться в «правильном» окружении – особый талант, а не удача. Во многих традициях это важная часть духовного роста, способствующая просветлению и жизненному успеху. Возможно, причина благосклонности Фортуны к фестивалю и ко всему, к чему вы прикасаетесь, в этом?
– Мысль интересная, но не забывайте про профессионализм: «рыбак рыбака видит издалека».
– Реминисценция о библейских «ловцах душ»?..
– ...И напоминание о «Квартете» Ивана Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
Конечно, ремесленническое мастерство не всегда гарантирует ожидаемый результат, однако бренд Страдивари или Фаберже обязывает прикладывать титанические усилия во имя очередного чуда. Любой человек славен делами своими – славные дела и объединяют хороших людей.
– Один хороший человек как-то сказал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду, но рождающемуся от них смирению. И если такового не бывает – напрасны все труды и все добродетели».
– Тоже верно. Не «воспарять», а твёрдо ходить по земле и трезво оценивать происходящее помогает осознание бытийного элемента Игры:
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети...
Зинаида Гиппиус в конце своего знаменитого стихотворения отвергает даже рай, если в нём нет Игры.
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулём –
Игру бездумную с пространством
Как тут не вспомнить, что в 2013-м в рамках вашего фестиваля искусств сеанс одновременной игры в шахматы проводил Анатолий Карпов!
Позвольте в игровом ключе полюбопытствовать: вдруг благодарные сочинцы когда-нибудь последуют примеру жителей Вены и решат увековечить память о вас в мраморе или бронзе, какой уголок курорта, на ваш взгляд, для этого предпочтительнее?
– Мне ближе пушкинский вариант с нерукотворным памятником (смеётся. – Т.В.), тем более что в фестивальном случае речь бы шла о групповой композиции. Спасибо, что позволяют пробуждать чувства добрые и разрешают восславлять творческую свободу! Память – штука хорошая, но лучше продлить жизнь великому Искусству. Один из способов – фестиваль.
...И ЗВЁЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ
В Австрии до пандемии ежегодно проходило около 200 фестивалей. К примеру, знаменитый зальцбургский на мировую орбиту вывел Герберт фон Караян, встав во главе проекта в 1960-м. Арт-директора менялись, но программа всегда разнообразна: от Моцарта до современных композиторов, с классическими интерпретациями и авангардными экспериментами – оперы, спектакли, концерты...
А Моцарту, действительно, через 77 лет после смерти воздвигли в Вене монумент работы Виктора Тильгнера, кстати, не дожившего до своего триумфа 5 дней – сердечный приступ. Памятник открыли в 1896-м на Альбертинаплатц, но после войны переместили в южную часть сквера Бурггартен. Особенно он эффектен в обрамлении осенней листвы.
В скульптуре, выполненной в стиле барокко из лаазерского мрамора, с его живым искрящимся белым цветом, нет даже намёка на помпезность: левая рука листает партитуру, разложенную на подставке, а правая как бы иллюстрирует движение мелодической линии. Моцарт – в сценическом костюме, поглощён сочинением музыки и ничего вокруг себя не замечает.
На барельефе постамента – трогательные сценки детских лет: маленький гений играет на клавесине под отцовский аккомпанемент на скрипке, а Наннерль, старшая сестра, что-то поёт... Рядом – скульптуры ангелов среди бус из винограда, музыкальные инструменты, страницы с нотами оперы «Дон Жуан»... Во всём – полётность и вдохновение!
– В Сочинском дендрарии есть подобная по силе воздействия величественная и трепетная скульптура-фонтан «Сказка» Василия Богатырёва с царевной Лебедью и другими героями Пушкинской «Сказки о царе Салтане».
– Помню! Действительно, волшебное зрелище. Под стать городу-сказке и его удивительной олимпийской судьбе. Сочи за эти 15-20 лет тоже будто взмахнул белоснежными крыльями и устремился ввысь! Современные небоскрёбы в окружении пальм, кипарисов и магнолий соседствуют с облагороженными набережными... Разумеется, туристско-гостевая зона отличается от социально-бытовой: нужно же где-то жить сочинцам.
Причём благосостояние местных жителей вроде не страдает, судя по виллам и частным мини-гостиницам, ютящимся практически везде, где можно и нельзя. Впрочем, я – не с Марса: у любого процветания есть своя цена и, увы, изнаночная сторона. Только бы пресловутый «прикуп» не девальвировался, а те, кто его знают, чувствовали себя счастливыми!
Вечером, после фестивальных концертов в Зимнем, чаще всего нет сил и возможности «упасть в объятья» ночного Сочи: к примеру, пересечь Театральную площадь, спуститься к морю и присесть на волнорез, чтоб насладиться шумом прибоя. Хотя желание бывает – хочется иногда, как в детстве, когда меня сюда привозили родители, растянуться на пляжных камушках и любоваться звёздами. Говорят, только в нашей Галактике их около 400 миллиардов...
«ОТКРЫТЬ СОЗНАНИЕ МИРУ»
– Зимние сочинские ночи холодноваты для ночных медитаций у моря!
– Это ностальгическая фантазия, не более! Зато днём приятно принимать солнечные ванны на просторном балконе комфортабельного номера в «Swissotel Resort Sochi Kamelia», вглядываясь в лазурную морскую даль, а по дороге в Зимний из окна автомобиля засматриваться на золотистые гроздья магонии и мимозы.
Мне иногда после концерта дарят первоцветы – букетики из ароматных лесных цикламенов и подснежников. Умиляюсь и одновременно сокрушаюсь. Знаю, что сбор этих краснокнижных растений запрещён, но не возвращать же их дарителям. Те купили эту красоту у старушек, торгующих на улице и зарабатывающих таким образом на пропитание. Пенсии – маленькие, известное дело, вот и приходится жертвовать Матерью-природой. Однако искусство жизни не требует таких жертв!
В мире сегодня столько боли, что из любви к самому себе и милосердия ко всему человечеству необходимо дарить друг другу и окружающей нас действительности ежечасно и ежедневно исключительно радость, уважение, свет (горя, слёз, мрака и так – с избытком). А для этого человеку нужно раз и навсегда избавиться от юдольной блокировки, увидеть в себе отражение бесконечной и целостной Вселенной!
Когда ты, лимитированный и сиюминутный, обнаруживаешь внутри себя необъятного и вечного Творца, естественно, испытываешь страх, нуждающийся в преодолении. Это серьёзное испытание. Тот, кому удалось его пройти и открыть своё сознание всему миру, обретает чувство единения с каждым цветком и с каждой звездой. Всё ведь вокруг незримо связано между собой, надо лишь подключиться к этой всеобщей взаимосвязи.
Мы неделимы с теми, кто желает нам зло, именно поэтому их искренне жалко – зло убивает в первую очередь своего носителя. А мировая гармония, поселившаяся в нашей душе и сделавшая её частичкой души мировой, пробуждает сострадание к чужой боли. Боли из-за несправедливости и жестокости, беззакония и бесчеловечности, ограниченности физического бытия в контексте безграничности духовного мира! И апогеем человечности на поверку становится не благоразумие, а бескорыстная и добровольная справедливость, спаявшая сострадание и любовь.
А МУЗЫКА ЗВУЧИТ!
– Любить человечество проще, чем конкретных людей. В век интернета и воинствующего дилетантизма иная неправда распространяется со скоростью света и, глядишь, уже претендует на статус истины в последней инстанции. Пусть даже речь идёт об узкоспециальных, но принципиальных вещах. К примеру, симфонию для струнного оркестра Георгия Свиридова, впервые публично исполненную вами и «Солистами Москвы», во всемирной паутине представляют как премьеру другого коллектива. Неужели по-человечески не обидно?
– Нет. Чтоб понять мою реакцию, нужны подробности. Бог – в деталях.
Судьба свела меня с Георгием Васильевичем лично лишь однажды. В какой-то компании нас представили друг другу, мы пожали руки – и всё: большая разница в возрасте, дистанция пиетета с моей стороны... После смерти композитора его вдова позвонила мне на дачу и объявила волю супруга. Оказывается, он хотел, чтоб мировая премьера этой симфонии состоялась в нашем с «Солистами Москвы» исполнении. Но телефонную трубку тогда сняла моя жена, которая из-за забывчивости передала суть разговора примерно через полгода, когда Эльза Густавовна Свиридова тоже покинула этот мир. Я пересказал историю Александру Чайковскому, с которым дружу много лет. Тот сообщил, что племянник Свиридова Александр Белоненко преподает в Санкт-Петербургской консерватории, руководит Свиридовским институтом. И пообещал уточнить у него, сохранились ли ноты.
Александр Сергеевич позвонил мне сам на следующий день: мол, он присутствовал при телефонном разговоре вдовы композитора с моей супругой, а сейчас приводит в порядок упомянутую партитуру. И как только перепечатает, я её получу, чтоб наша запись исполнила пожелание его легендарного дяди. Всё случилось. Музыка чудесная, написана Георгием Васильевичем в начале 40-х! С листа тогда её сыграли какие-то студенты консерватории, потом автор многократно исправлял ноты, откладывал и снова к ним возвращался...
Мы удачно записали этот ранее не звучавший шедевр. Он – в нашем репертуаре, исполняем его во всём мире с большим успехом. И вдруг, года через два после выхода на Западе нашего CD, – новая мировая премьера... Московского филармонического оркестра под управлением Юрия Симонова. Будто записи «Солистов Москвы» не существует, а ведь это произведение мы играли и в Москве.
В данном случае обидно только за державу, где филармонические специалисты уже не придают значение таким важным нюансам, как первое исполнение. А личной обиды не может быть: музыка Свиридова звучит – это главное.
«МОГУЧАЯ ПОСТУПЬ ДИМ ДИМЫЧА»
Была подобная история с опусом Дмитрия Шостаковича. Листок с нотами и его автографом случайно обнаружили в архивах Российского национального музея музыки имени Глинки. Ключ – альтовый! Директор музея Михаил Брызгалов обратился к Ирине Антоновне, вдове Шостаковича. Та сказала: «Отдайте Юре, пусть решает».
Оказывается, Шостакович написал эту пьесу длительностью 1 минута 37 секунд в конце 30-х в ленинградской гостинице «Европа» на дне рождения знакомого альтиста – в качестве подарка. Ноты имениннику вручил на следующий день.
И так случилось, что много позднее эти ноты попали к мэру Москвы Сергею Собянину. А Сергей Семёнович, отправившись в «Геликон-оперу» на какое-то торжественное мероприятие, листок с опусом в красивой рамке захватил с собой и подарил театру. Мне звонит Дмитрий Бертман, главный режиссёр: дескать, посмотри, а то наши альтисты из-за пьесы устраивают чуть ли не поединки.
Получив ксерокопию, мы с дочкой сыграли это произведение по телефону Саше Чайковскому, находившемуся в Питере. Он послушал и вынес вердикт: «Могучая поступь Дим Димыча слышна!»
Собянин пригласил на мировую премьеру в «Геликон-оперу» послов разных стран. Минут 10 ведущая рассказывала про меня, Ксюшу и Шостаковича, а после её вступительного слова в нашем исполнении прозвучала полутораминутная очень симпатичная и качественная музыкальная зарисовка. Презентовали пьесу ещё несколько раз на знаковых сценических площадках. Проходит несколько месяцев – мировая премьера в Германии: играют другие люди.
– И «пипл хавает»!
– Ещё и поэтому мы затеяли наше фестивальное движение. Чтоб люди, приезжающие на зимний праздник искусств в Сочи из разных уголков России и мира, оставались людьми, а не всеядным «пиплом». Чтоб историческое соотношение «званых» и «избранных» менялось в пользу тонко чувствующих, умеющих ценить подлинную красоту и уважающих точность деталей. Спасаемся сами и спасаем вокруг себя ближних. Такая уж миссия.
ВКУС К МУЗЫКЕ
– Сохранение и распространение музыкально-культурного наследия, развитие высокопрофессионального искусства и творческая реализация музыкантов – миссия и филармоний. Московская филармония, на площадке которой вы много лет подряд выступаете с «Солистами Москвы», в нынешнем году отмечает своё 100-летие, а Россия – юбилей филармонического движения. И если положению филармонической сцены в Сочи сегодня можно позавидовать – благодаря и вашим проектам, как дело обстоит в целом по стране – там, где бываете с концертами?
– В целом успешно. Сообщество истинных ценителей, находящих способы приобщаться к великому музыкально-культурному наследию и обменивающихся мнениями, живо. В провинциальных библиотеках, клубах и колонных залах – среди всех социальных категорий. Ведь если нет желания слушать, не услышишь навязываемое даже в Московской филармонии или в Концертном зале имени Чайковского.
«Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России», прописанное в уставе Российского музыкального общества 1855 года, и тогда, и сейчас на первом месте. И сейчас, и тогда вкус и художественные критерии формируются совместно: «планки» устанавливаются мастерством лучших исполнителей и «уходят в народ», а опыт приходит с опытом – в свой срок как осознание высших эстетических истин и понимание мировоззренческих глубин, без наскока.
Бабушки и дедушки по-прежнему водят своих внуков-внучек на концерты классической музыки и на занятия в музыкальную школу, если это позволяют противоэпидемические правила. И мамы-папы не в меньшей степени заботятся о будущем просвещённой и искушённой слушательской аудитории, периодически, по мере возможности, вливаясь в её ряды.
Одной из систем продвижения молодых исполнителей стал, например, наш Всероссийский юношеский симфонический оркестр, другой – занятия в Международной музыкальной академии Зимнего фестиваля искусств в Сочи, третьей – гастрольная деятельность, высокоэффективно организованная Русским концертным агентством, которым руководит мой коллега и друг Дмитрий Гринченко. Не сидим сложа руки. Кто может эффективнее, пусть попробует.
А творческая реализация талантливых музыкантов, наверное, во все времена протекала, по определению Сенеки, «per aspera ad astra» (через тернии к звёздам). Вот и оплата труда музыкантов в России и в Европе, конечно, отличается, но и в этом направлении, надеюсь, тернии не бесконечны.
Да, новые информационные технологии и цифровая культура, помноженные на пандемию, создают определённые трудности. Однако и здесь есть свои «точки роста»: виртуальные концертные залы и онлайн-трансляции из любого города мира. Слушатели могут сравнивать – растут требования к исполнительскому мастерству. Причём бояться оттока публики в интернет, считаю, не стоит: люди соскучились по живым эмоциям и «обмену энергиями». Рано или поздно всё сбалансируется.
ОБИДЫ ЗАБЫВАЮТСЯ
– 1 декабря 2021 года состоялась «Прямая линия» губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева. За неделю подготовки онлайн-трансляции на неё поступило более 18 тысяч обращений, позволяющих сделать срез реальных проблем и настроений на Кубани. И, как отметил Вениамин Иванович по итогам 3-часового общения с жителями региона, многие задачи можно было решить на муниципальном уровне – на местах необходимы открытый и честный диалог властей с рядовыми гражданами, взаимопонимание и механизм взаимодействия. А сейчас «люди пишут о том, что власть их не слышит, и эта мысль проходит красной нитью через все вопросы».
При этом на вопрос «что больше всего цените в людях?» губернатор ответил: «Честность. Я всегда говорю, если ты не можешь, скажи. Считаю, что обман и предательство никогда не могут быть последними. Если человек хотя бы раз обманул или предал, то это черта его характера. С такими людьми мне не по пути».
Какие мысли у вас о «звукоизоляции» между верхами и низами, фальшивых нотах в разноуровневых диалогах с властью, а также об обмане и предательстве в межличностных отношениях с единомышленниками?
– Когда люди пишут письма в администрацию Президента России, даже если речь идёт, например, о нефункционирующей сельской бане, конечно, это свидетельствует о «звукоизоляции». Но такая ситуация у нас, наверное, во многих регионах, ничего нового и уникального в кубанской модели нет. Общая беда. На всех уровнях власти всегда и везде – имеющий уши да слышит, а имеющий очи да видит.
Для достижения недостижимых на первый взгляд целей, как правило, меняют план действий, «сворачивание гор» начинают с маленьких камушков. И древо жизни вечно зеленеет на фоне сухой теории и мёртвых отчётов-отписок. Приоритетен человеческий подход: когда любишь, знаешь, какая помощь нужна тому, кого любишь, – вся жизнь любимых как на ладони.
Помните советскую мелодраму «Хозяйка детского дома» с Натальей Гундаревой в главной роли? Там героиня, талантливый педагог, 20 лет руководящая детским домом, задремала на каком-то совещании в РОНО из-за скучных речей докладчика-формалиста. И когда тот её разбудил и упрекнул, она под аплодисменты зала с лёгкостью повторила сказанное им. Между правильными словами и реальными делами нередко – пропасть.
Кинокартина трогательная – о профессиональном долге и призвании, об искусстве прощать и любить. Говорят, счастье – когда тебя понимают, большое счастье – когда тебя любят, настоящее счастье – когда любишь ты. Согласен.
Если сознательно пытаются обидеть, можешь быть уверен: обижающему ещё хуже, чем тебе, объекту нападок. Причём обиды забываются – не забывается доброта. И печально, наверное, не то, что тебя кто-то когда-то обманул или предал, а то, что терзают воспоминания об этом. За добро надо платить добром, за зло – по справедливости, и иметь в виду: если ты ненавидишь, значит, побеждён.
«Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ!»
– Юрий Абрамович, как думаете, почему постолимпийская инициатива администрации олимпийской столицы – хартия «Я люблю Сочи!», ставшая в ноябре 2014-го гуманитарным проектом сочинских единоросов, – не завоевала умы и сердца народных масс, не спроецировалась на Краснодарский край и другие регионы нашей страны?
Замах-то был масштабный: сбор подписей, систематические собрания сочинцев для бесед о культуре поведения, охране порядка, здоровом образе жизни... Первый пункт хартии гласил: «Я счастлив, я живу в одном из красивейших городов нашей великой России. Меня окружают счастливые люди. Я готов улыбнуться первым!»
Положения этого своеобразного «Кодекса строителя Города солнца» чуть ли не из-под палки продвигались через социальную отрасль курорта, в том числе на городских и районных праздниках. Тогдашний градоначальник в одном из интервью заявил: «Сейчас важно, чтобы каждый житель изучил хартию, ведь она сформирована для всех и каждого».
– Идея из серии «Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново». Эффективная пропаганда патриотизма – в числе решающих, мобилизующих факторов Великой Победы, а мощный духовный потенциал и постоянная готовность к массовому героизму – инструмент тотально-бескомпромиссной борьбы с противником.
Именно в годы Великой Отечественной войны появились «княжеские» ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, умело применялись разные технологии влияния на символическое пространство – сформировалась общественная атмосфера, в которой духовные потенциалы всех и каждого переплавлялись во всеобщую жертвенность.
Ещё Владимир Бехтерев, выдающийся русский психиатр, психолог и физиолог, говорил о социальном бессмертии души (человеческая психическая энергия не исчезает бесследно, а трансформируется в иную форму) и призывал воспитывать социальную отвагу в школах, чтоб служение обществу воспринималось детьми «не как должное, а как необходимое и неизбежное, как внутренняя потребность, как оправдание своего бытия».
Создатели хартии «Я люблю Сочи!» шли, в общем-то, правильной дорогой, но где-то сбились с пути. Заметьте, сказать «я тебя люблю!» можно по-разному: «Надень шапку», «Я помою посуду», «Разреши мне донести до дома твою тяжёлую сумку»... Эти варианты правдивее и надёжнее сюсюканья или шапкозакидательских лозунгов, не исключающих предательства.
Для меня любовь к жизни, к кому-то или чему-то конкретному – в поступках, подобных творениям Джованни Лоренцо Бернини, чьи мраморные скульптуры и четыре столетия спустя разве что не дышат, но живее всех живых. У них мягкая тёплая кожа, по щекам текут настоящие слёзы, в глазах сияет ум... Не уверен, что гениального зодчего на шедевры «единства изобразительных искусств» вдохновляли собрания горожан, посвящённые ещё большему прославлению его родного Неаполя, одного из красивейших городов Италии.
БЕЗ ШТАМПА В ПАСПОРТЕ
– В начале Первой мировой войны народ России выдал царскому правительству огромный кредит доверия, что объясняет фантастический патриотический подъём в первые два года боевых действий. Однако за это время кредит оказался растрачен. И от императора все отвернулись... Может, нечто подобное случилось на героической олимпийской волне и с хартией? Попытку упрочить исторический миф сочинцы встретили в штыки – не сразу и не явно, но безоговорочно?
– Есть в этом проекте что-то нарочито-демонстративное, диссонансное и пластмассовое. «Торгует чувством тот, кто перед светом всю душу выставляет напоказ». Наш Зимний фестиваль искусств по своей сути – тоже про «я люблю Сочи!», но без «штампа в паспорте» и дидактичной демагогии. У нас в стране и в мире много достойных большой любви городов и сёл, но зачем же вымывать искреннее чувство принудительными и бесполезными клятвами верности? У сочинцев этот пункт в паспорте и так присутствует в виде постоянной регистрации, а остальных он как бы ограничивает в сердечном выборе. Ведь есть вечный Рим, город влюблённых Париж или Венеция, возвеличенная официальным эпитетом La Serenissima («Сиятельнейшая»)...
Трудно представить, что римляне, парижане, венецианцы когда-нибудь снизойдут до документирования особого отношения к месту проживания. Они там живут – этим всё сказано. Неужели краснодарцы или москвичи меньше любят свой город и заботятся о нём, если у них нет соответствующей хартии?
– Аутотренинг, как в кинокомедии «Самая обаятельная и привлекательная». Кстати, героине Ирины Муравьёвой психологические мантры, помнится, стать счастливой не помогли.
– Заковать чувства в железные оковы обещаний обычно пытаются тогда, когда возникает опасение, что любовь уходит. Тут без рекламных кампаний и нейролингвистических формул не обойтись. Помните советский анекдот про курс сексологии, который решили ввести в учебную программу одного из столичных вузов? На первой же встрече со студентами лектор сообщил: «Бывает, партия любит человека, а человек любит партию. Об этом мы и будем говорить весь год».
ДРУЖАТ ЛИ ДРАКОН С ТИГРОМ?
– С 1 февраля, согласно восточному календарю, в свои права вступил Год Водяного Тигра. Прислушиваетесь к прогнозам «звездочётов»?
– Нет, но мне рассказывали, что я по восточному календарю – Водяной Дракон, так как год Водяной Змеи в 1953-м начался 14 февраля, а мой день рождения – в январе. В каких отношениях Дракон с Тигром, могу лишь предполагать. Сведущие в гороскопных премудростях утверждают: ближайшее будущее не сулит мне потрясений, но и не обойдётся без проверок на прочность. Однако такой расклад, вероятно, – у всех постоянно?
Согласно восточным философам, красота присутствует во всём, но не всем дано её видеть. Хочу пожелать себе и окружающим гармонии между внутренней и внешней красотой на протяжении всей жизни!
– Если коротко, в чём фестивальный секрет успеха?
– Счастливое стечение обстоятельств для Зимнего фестиваля искусств зиждется в том числе на сочинской публике, всё понимающей и тонко чувствующей, с первой встречи ставшей «своей». Когда за твоей спиной замирает вся эта громада человеческих судеб, от раза к разу – разная, но единодушная, и музыка увлекает нас за собой по галереям мелодичных тем в полифонию вечной свежести чувств, ловишь себя на мысли о неслучайности и предопределённости происходящего. Не исключено, и сам «дворцовый» театр у моря а-ля «эхо Эллады», как античный храм-камертон, настраивает людей – артистов и публику – на богослужение, достойное муз из свиты Аполлона, где ни сфальшивить, ни промолчать...
– Иными словами, концерты, представления, выставки Зимнего фестиваля искусств можно считать ритуальными церемониями по обеспечению мира и гармонии в стране и мире?
– Почему бы нет? Искусство зачастую – священнодейство. И мы вносим посильную лепту своей верой: «Блеснёт заутра луч денницы. И заиграет яркий день»!
Снимки – из фотоархива Зимнего фестиваля искусств в Сочи
Поздравляем нашего собкора в Сочи Виктора Терентьева с 50-летием! Здоровья и удачи!