Писать об актёре уровня Юрия Горобца трудно, потому что человек такого масштаба, таланта, такой богатой на творческие свершения судьбы – явление, которому не требуются ни дифирамбы, ни критика, как не нужна похвала или критика дождю или ветру. Сравнение с природой неслучайно – стоит увидеть Юрия Горобца на сцене, как сразу понимаешь стихийность его таланта, монолитность натуры, его существование в роли. На сцене актёр «старой школы», которая учила не играть, а быть и со своим героем жить и умирать, любить и страдать и каждый раз, уходя с подмостков, оставлять в душе зрителя частичку себя.
В антракте спектакля «Васса Железнова» можно часто услышать, как зрители говорят о Юрии Горобце, и многие приходят посмотреть именно на его игру, хотя роль у Юрия Васильевича эпизодическая, лишённая напыщенных сценических эффектов.
Можно долго говорить о мастерстве актёра, о его опыте, о чувстве темпоритмики, о том, что в каждой своей роли он играет сразу несколько состояний, проживает несколько жизней, но сказать важно другое. В персонажах Юрия Горобца мы видим эпоху, судьбы тысяч людей, и в этом и есть магия театра, и она поражает, приковывает внимание зрителя.
Наполненная внутренними противоречиями, надломленная, но не сломавшаяся фигура Железнова – одна из сильнейших ролей. От игры Т.В. Дорониной и Ю.В. Горобца невозможно оторваться. Здесь столкновение не только двух личностей, но и погружение в отношения всех людей эпохи, описанной М. Горьким. Своей ролью Железнова Горобец воплощает весь предшествующий опыт жизни и то, что последует уже после самоубийства, и трагический финал всей пьесы, и всего уклада жизни дореволюционной России.
Когда многие сегодня с презрением говорят о школе Станиславского как об устаревшей, часто забывают о том, что школа эта – единственная на данный момент всеобъемлющая система, охватывающая все аспекты актёрского творчества, и только с её помощью актёр может в полной мере воплотить образ, созданный драматургом.
Такой подход к работе требует титанических усилий, актёру необходимо напряжение всех физических, умственных и духовных сил, и образы, которые артист создаёт на сцене, влияют и на его собственную жизнь, работа над ролью не прекращается.
А ведь юный Юра не хотел играть в театре. Его тянуло в небо, и он посещал аэроклуб. Однажды друг пригласил его в драмкружок, и эта жизнь полюбилась мечтательному юноше Юре Горобцу.
«…в детстве я страшно заикался. Настолько, что в школе отвечал только письменно. Моё заикание терпел только один приятель, который занимался в драмкружке. И вот однажды он взял меня с собой в клуб на репетицию чеховской «Ведьмы». Так случилось, что не явился один артист, и меня попросили выйти на сцену вместо него. Мне предстояло произнести всего одну фразу: «Пурга кончилась, пора бы и в путь, барин». Затем я должен был взять чемодан и уйти за кулисы. Я решил: будь что будет! Вышел на сцену и совершенно неожиданно для себя ясно и чётко произнёс слова роли. Верите, я просто обалдел. После этого мне стали давать роли и в других спектаклях. Вот тогда и зародилась мечта стать актёром…»
Очень часто, говоря об актёре Горобце, его коллеги употребляют слово «созидатель». В его доме, наполненном замечательными работами по дереву и кости, которым Юрий Васильевич посвящает свободное время, понимаешь это особенно ясно.
«Это похоже на вирус – ты видишь человека на странице книги или встречаешь его на улице и уже не можешь забыть о нём, живёшь вместе с ним, вместе с ним думаешь, и этот процесс не заканчивается никогда, чем бы ты ни занимался, что бы ни делал в быту».
Зритель видит актёра на сцене, а работа над ролью, то, как он находит правильное воплощение образа, его «творческая кухня» остаются ему неизвестными. Театр – живой организм, в котором решительно всё имеет значение: и атмосфера в зрительном зале, и атмосфера в труппе, коллективе театра. Каждый человек, работающий в стенах МХАТ им. М. Горького, вносит свою лепту в создание спектакля, будь то актёр или простой осветитель. Юрий Васильевич, понимая это, является одним из связующих звеньев, тем самым «клеем», который соединяет всех вместе.
Персонажи великого русского драматурга А.Н. Островского в послужном списке Юрия Горобца занимают особое место. Бодаев в замечательной постановке Т.В. Дорониной «Лес» – воплощение худшего из представителей старого русского дворянства, Крутицкий из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» – яркий образ сановной косности. Образ Юсова, сыгранный Юрием Горобцом в постановке Т.В. Дорониной по пьесе «Доходное место», надолго запомнился театральному сообществу Москвы и всей России. Образ продажного чиновника, знавший великих исполнителей, в воплощении Горобца заиграл яркими современными красками, стал ультрасовременен, при этом не теряя историчности.
Отдельный разговор – режиссёрские работы Юрия Васильевича. Не каждый актёр способен заниматься режиссурой, как и не каждый режиссёр способен выходить на сцену, но сочетание актёрского таланта и режиссёрской проницательности органично созидательной натуре Юрия Горобца.
«Я не строгий режиссёр, если под строгостью понимать деспотизм, самодурство. Самое главное в театре – коллектив, компания. Только в дружеской, благоприятной атмосфере рождается творчество, даже если постороннему человеку кажется, что творится полный кавардак. Но, как и в повседневной жизни, один человек может испортить всё. Главное, что я требую от актёров, – любить людей, любить своё дело. Если актёр не понимает, зачем он пришёл на репетицию, он для меня перестаёт существовать. Самоотдача, погружённость в работу, трудолюбие – вот что я больше всего ценю в актёре, к чему стремлюсь и что требую от других».
Горобец-режиссёр обращается к часто не модным, но актуальным темам. Спектакль «Незримый друг», созданный по пьесе Ю. Осноса, – один из спектаклей, в котором российская общественность нуждалась остро, как в глотке свежего воздуха.
Спектакль, основанный на переписке П.И. Чайковского и Надежды фон Мекк, был поставлен в то время, когда со страниц жёлтой прессы на гениального русского композитора было вылито столько помоев и многие забыли о том, что именно он заявил о русской музыке всему миру. Он с успехом многие годы идёт на Малой сцене МХАТ им. М. Горького.
Более 200 ролей в театре и кино – послужной список, которым может похвастаться не каждый актёр. Персонажи Юрия Горобца в кино разнообразны, и часто трудно поверить, что всех их воплотил один актёр. «Исправленному верить», «Выстрел в тумане», «У твоего порога», «Прыжок на заре», «Человек меняет кожу», «Последняя жертва», «Версия», «Старая крепость», «Хождение по мукам», и это далеко не полный список. За исполнение ролей Батьки в фильме «Батька» и Павла в фильме «Время её сыновей» артист награждён дипломами всесоюзных фестивалей как исполнитель лучшей мужской роли. За картину « Люди на болоте» присуждена Государственная премия СССР.
Крепкий творческий и семейный союз Юрия Горобца и его жены, замечательной актрисы Тамары Лякиной – большая редкость сегодня среди людей творческих профессий. Спектакль «Старомодная комедия», где они играют в паре, наполнен теплотой и взаимопониманием.
15 марта народному артисту России Юрию Васильевичу Горобцу исполнилось 80 лет. Эти долгие годы, наполненные тяжёлым трудом, не прошли даром. Навсегда останутся роли Юрия Васильевича в кино, никогда не забудутся его роли в театре. А зрители будут с нетерпением ждать новых ролей, новых режиссёрских работ Созидателя Юрия Горобца.
24 марта состоится бенефис народного артиста России Ю.В. Горобца. Всех почитателей таланта замечательного русского актёра приглашаем в МХАТ им. М. Горького на спектакль «Красавец-мужчина». Начало спектакля в 18.30.
Заказ билетов по телефонам: 629-81-65, 697-87-73.