– Прежде всего, Юрий Тарасович, позвольте вас поздравить с праздником Победы, накануне которого мы беседуем…
– Спасибо большое.
– Вы – один из немногих оставшихся писателей-фронтовиков. А часто вас переиздают?
– Да нет, не особенно. Лет десять назад ещё кто-то где-то хлопотал к памятным датам, а сейчас только в виде исключения. Вот недавно переизданы мои военные очерки «Шаги по Германии». Понимаете, я ведь Берлин брал 19-летним лейтенантиком, командовал пулемётной ротой, я живой свидетель тех событий. А это была страшная война, забывать о которой нельзя. Представляете, наш пулемёт «максим» давал в среднем 260 выстрелов в минуту, а немецкие – 1800! Ими можно было траву косить. Вот и воюй с этими немцами, попробуй одолей их! А какие они были искусные миномётчики! Чуть где обнаружат нас – и давай бомбить. И ровненько так, прицельно, со знанием дела. Самое тяжёлое сражение с моим участием произошло 5 мая 45-го года, за несколько дней до конца войны. Немцы прорывались из окружения, мы их удержали, но потеряли половину полка…
– Представить это довольно сложно...
– А вы и не представите. Это нужно видеть своими глазами. Я иногда смотрю кино о войне, и мне смешно, потому что там показывают полную чушь. Режиссёры, которые сами воевали, давно уже на том свете. А молодые снимают чёрт-те что. Они просто понятия не имеют о том, что такое война.
– А современным литпроцессом интересуетесь, следите за новинками?
– В последнее время перечитываю классику. Чеховские пьесы по нескольку раз, оторваться не могу. «Тихий Дон» опять же, хотя раз пять читал до этого. Феномен Шолохова поражает – такой молодой и так писал. А что касается нынешних молодых, то фамилии знаю, кое-что читал, но не могу сказать, чтобы что-то запомнилось... Мне ближе писатели-ровесники, я хорошо знал недавно ушедшего Василия Белова, считаю его выдающимся прозаиком. Такого уровня авторов среди молодых я, к сожалению, не вижу.
– А сами пишете что-нибудь?
– Совсем недавно сдал очерк о Валерии Золотухине в один журнал. Во мне давно победил журналист. У меня около 20 книг прозы, но это с большой примесью документалистики. Иногда меня даже награждают: например, я получил не так давно премию «Золотой венец Победы». Но, в общем, я сейчас больше подвожу итоги, нежели сочиняю.
– Бывшие солдаты вермахта приезжают в наше время в Россию в качестве туристов, а иные наши ветераны по помойкам роются. Вам больно от этого?
– Больно. Но так и должно было быть. К этому шли. Государство развалили, идеологию осмеяли, взамен ничего не дали. Что вы хотите?
Беседу вёл Игорь ЧЕРНЫШОВ