Путь русского хореографа. – М.: Театралис, 2007. – 362 с.: ил.
XX век ещё не обобщён. Мы обязаны понять заново его художественный опыт. Там созданы выдающиеся художественные ценности, там культура отечественная приобрела значение мировой, там общечеловеческое раскрылось с невероятной силой и мощью. Познание минувшего столетия важно для развития искусства сегодняшнего. Поэтому настоящим событием я называю выход фундаментальной книги-альбома Александра Колесникова.
О Григоровиче написано много (в том числе и автором этих строк). Его балеты живут на сцене несколько десятков лет, до сих пор идут во многих городах нашей страны и за рубежом. Оглушительный успех «Легенды о любви», «Спартака», «Щелкунчика», «Золотого века» нами помнится, имеет свои отголоски и переживается всякий раз заново, как мы встречаемся с его постановками и думаем о выдающейся личности Григоровича. Книга-альбом Александра Колесникова и художника Валерия Милованова раскрывает творчество балетмейстера с полнотой и всесторонностью, не достигавшимися ранее. Оригинальна художественная форма издания: подробный анализ спектаклей, их эстетического своеобразия, процесса создания и общественного резонанса как бы прослаивается пространными монологами самого Григоровича, рассказывающего о своей жизни, создании того или иного произведения и, что особенно важно, понимании принципов и задач искусства.
Ни в одном другом издании нет ничего подобного. Творчество хореографа, определившего пути развития русского балетного театра второй половины XX века, наконец представлено так широко, как и должно быть представлено: изобразительные материалы, многочисленные весьма качественные фотографии сцен из спектаклей и артистов в ролях, эскизы декораций и костюмов художника Симона Вирсаладзе, репетиции мастера и эпизоды его жизни. Возникает широкая изобразительная панорама (на какую способна сегодняшняя полиграфия) и вместе с научной глубиной делает этот труд ярким и впечатляющим.
Автор описывает широко известные балеты, но вносит в их понимание новые моменты, он анализирует спектакли, о которых прежде почти не писалось: ранние («Аистёнок», «Семеро братьев») и поздние («Корсар», «Дон Кихот»). На страницах также рельефно возникает десятилетие, когда Григорович создал в Краснодаре свой театр, поставив там новые версии балетов, и мы впервые в данной книге видим то, что было рассеяно в отдельных статьях, репортажах, слухах, а ныне сконцентрировалось и выступило как значительное явление театрального процесса уже XXI века.
Широко даны здесь и выдержки из статей и книг о спектаклях Григоровича, высказывания о них крупнейших деятелей культуры мира: хореографов, артистов, режиссёров, писателей, политиков. Круг имён огромен и позволяет помимо всего прочего осознать влияние Мастера на духовную жизнь современника, тот след, который он так или иначе оставил в их творческом воображении или биографии, – Галина Уланова, Марина Семёнова, Фёдор Лопухов, Пётр Гусев, Касьян Голейзовский, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Кшиштоф Пендерецкий, Марк Шагал, Серж Лифарь, Бронислава Нижинская, Вера Каралли и многие, многие, перечислению не поддающиеся. Сценическая история каждого спектакля отражена; хронология постановок в различных театрах у нас и за рубежом приведена; впервые составлена исчерпывающая летопись жизни и творчества Григоровича (80 лет), и теперь мы буквально по дням знаем, как и обещано в заглавии, легендарный «путь русского хореографа».
, академик Российской академии художеств