Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2019 г.
  4. № 50 (6717) (11.12.2019)
Искусство Интервью

Юрий Васильев: «Я авантюрист»

Секреты актёрской профессии меняются

11 декабря 2019
Юрий Васильев в роли Майлса Глэдстоуна в спектакле «Никогда не поздно!»

Актёру Театра сатиры, народному артисту России Юрию Васильеву исполнилось 65. За спиной огромное количество ролей на сцене и на экране, постановки в родном театре, а также в Ермоловском, «Модерне», театрах страны, снятые фильмы, премии, успех у публики. А он до сих пор считает себя учеником, который стремится к вершине.

 

– Юрий Борисович, вы родились и выросли в Новосибирске. Что для вас значит этот город?

– Это город, где живёт моя мама, которой, слава богу, 92 года, и брат, подполковник милиции на пенсии. Это моё детство, школа, дворы, игры, спорт. И театры, где родилось желание стать артистом. А ещё Евгений Николаевич Покровский, политик и бизнесмен, который меня привёл в 8-м классе в студию «Спутник» при Новосибирском ТЮЗе к Кире Павловне Осиповой, замечательному режиссёру и педагогу. А она сказала: «Тебе нужно ехать в Москву» – и готовила программу для поступления.

– Кто ваши родители?

– Мама во время войны окончила театральную студию, но потом занималась семьёй и детьми, а папа был художником-карикатуристом, плакатистом, оформителем, директором творческого объединения художников «Товарищ» и одним из основателей Дома журналистов. Мама поддерживала меня, ездила со мной поступать в Москву, а папа хотел, чтобы я остался в Новосибирске и был архитектором. Мы с ним были друзьями. Выражение «мы знали, о чём молчим» – это про нас. Он фронтовик, был картографом у Рокоссовского. И очень интересным человеком: любил музыку, джаз, был душой компании. Его звали гусаром. Через него в меня вошло чувство Дня Победы. Когда дома друзья и минута молчания, в которой участвовали и мы, дети. В алюминиевых кружках водка, на столе картошка в мундире, соленья. Папа ушёл из жизни в Пасху, я в тот день с семьёй был в соборе Василия Блаженного, а потом играл Людовика XIV. Ночью позвонил брат: «Папы не стало». Он был честнейшим коммунистом, мы с ним спорили по поводу перестройки и путчей. На своём 75-летии он мне сказал: «Понимаешь, если не было этой идеи, в которую я верил, и Великой Отечественной войны, если всё это перечеркнуть, то моя жизнь бессмысленна». Слава богу, я перед ним извинился тогда.

– Что вы больше любите в режиссуре – застольный период или вам лучше сразу на сцену и в бой?

– Смотря какой материал. Но я не могу долго сидеть. Мне когда-то Юрий Васильевич Катин-Ярцев, мой мэтр в Щукинском училище, сказал: «Тебе нужно меньше репетировать». Я сразу схватываю, а когда начинают на одном месте буксовать, во мне всё бунтует. Люблю свободную режиссуру, где есть определённые точки, мизансцены, а в середине – актёрская импровизация, где можно искать. Не люблю, когда мне говорят: «Посмотри вниз, подними глаза, сделай шаг влево. Попал в свет, стой, теперь поверни голову направо». Ненавижу такую режиссуру.

– У вас был потрясающий спектакль в Театре сатиры – «Секретарши». Почему его сняли?

– Он прошёл 150 раз, вышел одновременно с «Метро», первым мюзиклом в Москве, и даже перебил его. Это моя первая постановка, за неё я получил премию Москвы и ещё 4 награды. Там все актрисы пели сами. Но они стали уходить из жизни или из театра, а придумано всё было на них. Вот такой штучный товар. Старшую секретаршу играла потрясающая Наталья Саакянц, блестяще владевшая английским языком. Все мюзикльные ребята Москвы учились у неё языку. Она ушла из жизни, Тамара Мурина уехала, и всё распалось.

– Вы преподаёте в ГИТИСе. Чем вам интересно это занятие?

– Я застал выдающихся педагогов, которые видели Вахтангова, Станиславского и несли добро и то, что сегодня уходит из актёрского мастерства, – перевоплощение. Сейчас играют тему, а то, какая походка у персонажа, кто как курит, выпивает, чем владели великие – Гриценко, Евстигнеев, Папанов – уже нет. Он выходил на сцену – и ты его не узнавал. Я пытаюсь передать ребятам секреты профессии и вижу, как они меняются. Этот восторг ни с чем не сравним! Если из тридцати человек пять стали хорошими актёрами, это очень удачный курс. Я им перед показом говорю: «Вы лучшие!» – и пытаюсь с каждым работать, но не очень люблю отличников. Это какое-то другое свойство: всё сделать идеально. Люблю работать с «трудными»: они иногда бывают очень интересными личностями. Вот только к ним нужно найти подход. Я, по сути, авантюрист и обожаю вляпываться с ними в авантюры. Мне не нравится идти по прямой: люблю приключения.

– Что главное в вашей профессии?

– Стремиться к вершине, которая непостижима. Можно только чуть-чуть к ней приблизиться. Глядя на великих, понимаешь: учиться надо всю жизнь. Главное, двигаться, не стоять на месте. Если остановишься и скажешь: «Я хороший артист», всё, это смерть!


Тэги: Театр Персона Наталья Савватеева Юрий Васильев
Обсудить в группе Telegram

Наталья Савватеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Хорошая девочка Хибла

    07.03.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • Медийный Мединский

    25.10.2024
  • Почва и судьба

    25.10.2024
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS