Актёру Театра сатиры, народному артисту России Юрию Васильеву исполнилось 65. За спиной огромное количество ролей на сцене и на экране, постановки в родном театре, а также в Ермоловском, «Модерне», театрах страны, снятые фильмы, премии, успех у публики. А он до сих пор считает себя учеником, который стремится к вершине.
– Юрий Борисович, вы родились и выросли в Новосибирске. Что для вас значит этот город?
– Это город, где живёт моя мама, которой, слава богу, 92 года, и брат, подполковник милиции на пенсии. Это моё детство, школа, дворы, игры, спорт. И театры, где родилось желание стать артистом. А ещё Евгений Николаевич Покровский, политик и бизнесмен, который меня привёл в 8-м классе в студию «Спутник» при Новосибирском ТЮЗе к Кире Павловне Осиповой, замечательному режиссёру и педагогу. А она сказала: «Тебе нужно ехать в Москву» – и готовила программу для поступления.
– Кто ваши родители?
– Мама во время войны окончила театральную студию, но потом занималась семьёй и детьми, а папа был художником-карикатуристом, плакатистом, оформителем, директором творческого объединения художников «Товарищ» и одним из основателей Дома журналистов. Мама поддерживала меня, ездила со мной поступать в Москву, а папа хотел, чтобы я остался в Новосибирске и был архитектором. Мы с ним были друзьями. Выражение «мы знали, о чём молчим» – это про нас. Он фронтовик, был картографом у Рокоссовского. И очень интересным человеком: любил музыку, джаз, был душой компании. Его звали гусаром. Через него в меня вошло чувство Дня Победы. Когда дома друзья и минута молчания, в которой участвовали и мы, дети. В алюминиевых кружках водка, на столе картошка в мундире, соленья. Папа ушёл из жизни в Пасху, я в тот день с семьёй был в соборе Василия Блаженного, а потом играл Людовика XIV. Ночью позвонил брат: «Папы не стало». Он был честнейшим коммунистом, мы с ним спорили по поводу перестройки и путчей. На своём 75-летии он мне сказал: «Понимаешь, если не было этой идеи, в которую я верил, и Великой Отечественной войны, если всё это перечеркнуть, то моя жизнь бессмысленна». Слава богу, я перед ним извинился тогда.
– Что вы больше любите в режиссуре – застольный период или вам лучше сразу на сцену и в бой?
– Смотря какой материал. Но я не могу долго сидеть. Мне когда-то Юрий Васильевич Катин-Ярцев, мой мэтр в Щукинском училище, сказал: «Тебе нужно меньше репетировать». Я сразу схватываю, а когда начинают на одном месте буксовать, во мне всё бунтует. Люблю свободную режиссуру, где есть определённые точки, мизансцены, а в середине – актёрская импровизация, где можно искать. Не люблю, когда мне говорят: «Посмотри вниз, подними глаза, сделай шаг влево. Попал в свет, стой, теперь поверни голову направо». Ненавижу такую режиссуру.
– У вас был потрясающий спектакль в Театре сатиры – «Секретарши». Почему его сняли?
– Он прошёл 150 раз, вышел одновременно с «Метро», первым мюзиклом в Москве, и даже перебил его. Это моя первая постановка, за неё я получил премию Москвы и ещё 4 награды. Там все актрисы пели сами. Но они стали уходить из жизни или из театра, а придумано всё было на них. Вот такой штучный товар. Старшую секретаршу играла потрясающая Наталья Саакянц, блестяще владевшая английским языком. Все мюзикльные ребята Москвы учились у неё языку. Она ушла из жизни, Тамара Мурина уехала, и всё распалось.
– Вы преподаёте в ГИТИСе. Чем вам интересно это занятие?
– Я застал выдающихся педагогов, которые видели Вахтангова, Станиславского и несли добро и то, что сегодня уходит из актёрского мастерства, – перевоплощение. Сейчас играют тему, а то, какая походка у персонажа, кто как курит, выпивает, чем владели великие – Гриценко, Евстигнеев, Папанов – уже нет. Он выходил на сцену – и ты его не узнавал. Я пытаюсь передать ребятам секреты профессии и вижу, как они меняются. Этот восторг ни с чем не сравним! Если из тридцати человек пять стали хорошими актёрами, это очень удачный курс. Я им перед показом говорю: «Вы лучшие!» – и пытаюсь с каждым работать, но не очень люблю отличников. Это какое-то другое свойство: всё сделать идеально. Люблю работать с «трудными»: они иногда бывают очень интересными личностями. Вот только к ним нужно найти подход. Я, по сути, авантюрист и обожаю вляпываться с ними в авантюры. Мне не нравится идти по прямой: люблю приключения.
– Что главное в вашей профессии?
– Стремиться к вершине, которая непостижима. Можно только чуть-чуть к ней приблизиться. Глядя на великих, понимаешь: учиться надо всю жизнь. Главное, двигаться, не стоять на месте. Если остановишься и скажешь: «Я хороший артист», всё, это смерть!