С 1 июля вступило в силу законодательное определение состояния опьянения водителя.
Нашли где – в России! – любезно уточнять размер пьянства. Да ещё за рулём! Так и вижу: водитель тщательно отмеряет специальным дозиметром 49 граммов водки, чтоб не более 0,3 промилле получилось, принимает внутрь и дисциплинированно едет по просторам дорог. Насколько знаю, стартовая норма в России – стопарь, а где стопарь, там и чекушка, а где чекушка…
Я к тому, что ежегодно в России выявляется почти 1,5 миллиона нетрезвых водителей, каждый пятый водитель, совершивший ДТП, нетрезв. Так ему ещё и 0,3 промилле подносить?!
Вы думаете, покалеченному прохожему интересно, сколько именно в шофёре было промилле: 6,3 или 0,5? И семье угодившего в тюрьму водителя это тоже совсем неинтересно, как и ему самому. Большая тут неточность в решении проблемы.
Впрочем, борьба с пьянством на Руси всегда носила несколько сумбурный характер. Ещё князь Владимир вроде бы точно определил направление жизни: «Руси есть веселие пити, не можем без того жити». То есть вроде бы это хорошо. С другой стороны, в 1410 году митрополит Фотий официально запретил монахам торговать вином. Выходит, это плохо? А в 1620 году московский монах Антоний Подольный и вовсе произнёс страстное «Слово о многогибельном и коварном пьянстве». Опять нехорошо! Но всё запутал известный поэт и химик Михайло Ломоносов, обозначив запойную позицию «демократического литератора в противовес хронику-аристократу». Выходит, если пьёт демократ – это хорошо? Запомним! Историк Костомаров даже заметил: «Русские стали придавать пьянству какое-то героическое значение». Героизм нам и впрямь присущ.
Вроде бы поначалу пьянство на Руси не практиковалось. Австрийский посланник Сигизмунд Герберштейн в 1517 году поражался: «Московиты слишком трезвый народ». Так что же постепенно произошло? А постепенно вот что произошло: в прошлом году от алкоголя умерло более 40 тысяч человек.
Значительный вклад в это дело внёс Иван Грозный, Иван Васильевич выстроил царёв кабак на Балчуге, причём закуски здесь не полагались. И разбрелись кабаки по всей Москве. Причём если кабак давал недостаточный доход, недоимки взыскивались не с кабацкой головы, а с посетителей – недостаточно посещают. За это даже батогами били, вот московиты и стали посещать, повалили гурьбой.
Сын грозного Ивана Васильевича, тихий Фёдор Иоаннович, царёв кабак на Балчуге разрушил, так Борис Годунов вновь его отстроил и нарёк Большим царёвым кабаком. Кабаки стали успешно функционировать даже в Кремле, прямо возле самого государева дворца торговало пять заведений. Градация, конечно, была. Для особ духовного звания у Царь-пушки расположили степенную «Неугасимую свечу». Публика попроще назюзюкивалась в охотнорядских кабаках, например в «Тверском кружале».
Ну а Пётр I прямо сказал: «Султану не верь, бабе не верь, непьющему не верь». И расползлись кабаки по Москве как тараканы. В городе образовалось не меньше 4 тысяч кабаков. Так и продолжилось!
В XX веке, правда, что-то попытались на Руси упорядочить. Но не удалось! В декабре 1909 года созвали первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. На него никто и внимания не обратил. В 1914 году ввели сухой закон, война всё-таки. Массы пренебрегли. Не помог запрет на водку и при суровом военном коммунизме.
Дозу борьбы с пьянством получило и нынешнее поколение. В 1987 году были уничтожены ценнейших сортов виноградники. И пошла по стране погибель от моря разливанного «самопала». По данным Московского НИИ психиатрии, в «рекордном» 1994 году алкогольные потери превысили 100 тысяч человек. Цифре этой как-то невозможно поверить, но статистика же. В 1997 году из 20 бутылок лишь две-три изготовлялись легально. Так и до сих пор 40 процентов водки, поступающей в розницу, производят подпольные заводы, пойло чудовищного качества. От него люди умирают, слепнут, остаются калеками. Водочный бизнес оказался прибыльнее, чем даже нефтяной.
По данным Всемирной организации здравоохранения, нация вымирает, если в стране в год производится спиртных напитков из расчёта 8 литров на душу населения. В России этот показатель достиг 18,5 литра, у нас 6,5 миллиона алкоголиков. Такого ни князь Владимир, ни император Пётр I даже близко себе представить не могли.
Что-то я разволновался, надо успокоиться. Давайте вернёмся в культурное русское Средневековье, там же много было для подражания. Ах, милые пращуры!
Человеку высшего сословия, наподобие министра, депутата, тогда разрешалось принять чарку крепкого напитка, равную 123 граммам, согласно пословице «Чарка вина прибавит ума». Правда, не представляю, что же это за доза такая и какой бы это боярин ею ограничился.
Люди скромного сословия, типа электорат, пили чекушками – от старорусского слова «чекуша», то есть «колотуша, юулина». В «кружечных дворах» наличествовали «мерзавчики» – 61,4 грамма. Но этот мизерный объём оскорблял до глубины души русского человека, не снискал признательности. «Окосеть на 7 копеек» можно было, приняв на грудь «косушку». Солидную стопку опрокидывали с расчётом, чтобы после стопки твёрдой поступью дойти до дома.
Но вернёмся в XXI век. По научно-фантастическому пути пошёл Ярославский ликёро-водочный завод. Он изготовляет водку под названием «XXI век». Как сообщила начальник лаборатории завода: «Благодаря алкософту, изобретённому ярославскими учёными, эта водка благотворно действует на сосуды головного мозга, защищает печень от цирроза». Жаль, что эта водка не лечит заодно ещё и от плоскостопия и косоглазия.
Вы обратили внимание на то, что мы постарались внести в этот вопрос присущий ему историзм?.. Разве не знаменательно, что именно в России создан нравоучительный Музей водки? Нет, пока не в Москве, а в селе Николаевка Слободского района Кировской области. Полагаю, Слободской район очень нуждается в этом беспримерном очаге культуры. В прошлом году здесь померли шесть мужчин, вкусивших автомобильный стеклоочиститель. Так ведь сколько ещё осталось населения в районе для посещения этого музея с большой пользой!..
В России население ведь делится на тех, кто пьёт, и тех, кто уже выпил. Тут разброда нет.