Так он и значится теперь на украинских картах, где выделены территории, «оккупированные русскими». Страшно представить, что стало бы с музеем «Молодой гвардии» – священным местом для горожан – доберись до него бандеровцы. Но Краснодон живёт в границах Луганской народной республики.
Вообще летопись подвига «Молодой гвардии» – явление непростое. Вспомним: автор известного романа оказался под шквалом критики – его обвинили, что он неверно отразил главенствующая роль партии в организации подполья. Александру Фадееву пришлось дорабатывать книгу, изданную в 1946 году. Спустя пять лет она вышла в новой редакции.
С фильмом Сергея Герасимова тоже было не всё гладко: снятый в 1948-м, он был перемонтирован и частично переозвучен в 1964-м. Причина: появились новые детали в истории молодогвардейцев, потребовалось изъять упоминания о Сталине.
Пресса, радио, ТВ и в годы «оттепели», и в 70-е «застойные» и в 80-е «перестроечные» время от времени возвращались к теме – что правда в романе, а что вымысел?
В ХХI веке по роману Фадеева дважды снимались новые фильмы, всякий раз вызывая споры, недоумение, а то и возмущение. Выходили и публикации, где предлагался «новый взгляд» на подвиг краснодонцев. Обычно он основывался на антисоветской литературе прошлого века, вышедшей из-под пера разнообразных власовцев, НТСовцев, предателей. Например, в книге 2014 года с вызывающим названием «Свершилось! Пришли немцы!» читателю предложили воспоминания Владимира Самарина, который так пишет о молодогвардейцах: «Подлинным движущим началом в их борьбе был отнюдь не советский, но российский патриотизм. В клятве, которую давали подпольщики Краснодона, как и подпольщики других городов, не было ни слова о большевизме, о Сталине. Только о Родине. Трагедия российской молодёжи в том, что, защищая Россию, она защитила и большевизм».
В этом объяснении предателя (Самарин во время войны работал на оккупированной территории журналистом в коллаборационистской газете) правда лишь в одном – молодёжь боролась с фашизмом и в других городах.
После отступления Красной Армии в городах и посёлках нередко оставались коммунисты для подпольной работы, а молодёжь могла и самостоятельно объединяться в подпольные группы (в том же Краснодоне была ещё одна организация – «Молот»).
К сожалению, после войны не всегда находились газетчики и писатели, готовые рассказать о борьбе храбрецов-комсомольцев. А о многих попросту было далеко не всё известно. Да и страна была занята восстановлением разрушенного.
Например, только в 60-е открылась не менее волнующая история создания комсомолкой Аней Морозовой в посёлке Сеща Брянской области подпольной группы, в которой действовали даже солдаты оккупационных войск из числа поляков, чехов, словаков, служивших на местном аэродроме. Об их делах – подрывах самолётов и военной техники, сборе разведданных – рассказал в 70-е годы фильм «Вызываю огонь на себя» с Людмилой Касаткиной в роли Анны Морозовой (она стала Героем Советского Союза посмертно).
Конечно, об историческую правду разбиваются и «свидетельства» Самарина о «несоветском патриотизме» молодых краснодонцев. Среди их акций – распространение тысяч листовок о положении дел на фронте, с призывами к борьбе или, например, водружение восьми красных флагов на самых заметных городских зданиях – они были развёрнуты в ночь с 6 на 7 ноября, к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Кроме того, за время своего сопротивления врагу подпольщики подожгли здание, где сгорели учётные карточки молодых ребят, подготовленных к отправке на принудительные работы в Германию. Приурочили эту акцию к Дню Советской конституции. Нет никаких сомнений в том, что молодогвардейцы были советскими патриотами.
Гибель героев-краснодонцев, брошенных после пыток местными полицаями и фашистами в шахту ещё живыми, описана теми, кто присутствовал при извлечении тел. Вот одно из свидетельств: «Зияющая пропасть штольни, вокруг которой валялись части туалета и одежды наших детей: носки, гребешки, валенки, бюстгальтеры... Стена террикона вся забрызгана кровью и мозгами. С душу раздирающим криком каждая мать узнавала дорогие вещи своих детей…»
Эти рассказы слышали журналисты местных газет, первыми опубликовавшие репортажи о подвиге краснодонцев, слышал их и прибывший из Москвы писатель Александр Фадеев.
Сейчас на Украине всё это пытаются представить в ином свете.
Вот свидетельство 1943 года о прилюдном расстреле по приговору военного трибунала предателей – Громова, Кулешова, Почепцова: «Почепцова порывалась расстрелять собственная мать, но её кто-то держал, хотя она ревела как зверь и требовала дать ей винтовку. Его мать была уважаемым человеком в городе…»
А вот история из новейшего времени. Ветеран Великой Отечественной партизан Владимир Семёнович Малашонок рассказывал, как ещё до событий 2014 года он оказался в Краснодоне. Поехал в составе делегации московской организации ветеранов на торжества, посвящённые памяти молодогвардейцев. По аллее, украшенной «жовто-блакитными прапорами», они шли к месту казни героев. В руках у старого партизана Малашонка развевался красный флаг, который он привёз из Москвы. Вдруг к нему подбежал некий московский чиновник из числа сопровождающих делегацию и потребовал «не устраивать провокацию», спрятать флаг: «Сейчас мэр города приедет, его это может оскорбить!»
Дождался Владимир Семёнович мэра, подошёл и спросил: «Вас советский флаг оскорбляет или мне можно остаться с ним?» Смущённый мэр разрешил. И партизан, под шёпот московского начальника: «Мы вас больше не будем приглашать на мероприятия», развернул флаг с серпом и молотом.
Такой же, какой поднимали над занятым фашистами городом комсомольцы-герои, рискуя жизнью. Этот флаг, как и правду о той эпохе, надо защищать и сегодня.
Людмила Жукова