Россия, ранее строго выполнявшая соглашения по Договору об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ), заявила о приостановлении как его реализации, так и сопутствующих международных договоров. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин, а в понедельник глава государства внёс в Госдуму и законопроект. Реакция Запада на это была незамедлительной и весьма бурной... О возможных последствиях выхода нашей страны из ДОВСЕ рассуждают эксперты «ЛГ».
– Приостановка Россией выполнения ДОВСЕ – очень мощное политическое решение стратегического уровня. Этот шаг показывает всему миру, и в первую очередь натовским странам: «Господа, в своих глобальных политических играх вы не идёте дальше пустых деклараций о прозрачности, открытости, демократичности. Никто из вас не предпринял ничего существенного, дабы стать по-настоящему честными и открытыми». Россия же сделала всё, для того чтобы снять опасения Европы относительно нашей сверхвооружённости и массовых перемещений войск по своей территории. И сама территория России стала меньше, и войска по сравнению с советскими временами сократились почти в два раза, а практически вся наша старая бронетехника порезана на металлолом. Тем не менее только Российская Федерация все последние годы решала задачи, связанные с выполнением международных договорных обязательств, в том числе принятых на себя в связи с подписанием ДОВСЕ.
Что означает упомянутая приостановка? Мы прекращаем информировать страны – участницы договора о том, в каком направлении двигаются наши войска, какие учения и манёвры проводят – то есть элемент открытости-прозрачности теряет для нас своё значение. Он и не нужен, поскольку НАТО наращивает свои группировки, где вздумается. США окружают Россию, как в недоброе старое время, – со всех сторон, включили в систему своего военного присутствия Польшу, Чехию, Прибалтику, Украину, Грузию. Стало быть, теперь в этом плане и нам стесняться совершенно нечего. Государства Североатлантического альянса, и прежде всего те, чьи парламенты не ратифицировали ДОВСЕ, теперь в один голос выражают озабоченность действиями российского руководства. Причём больше всех «озабочена» Великобритания, подвизающаяся в качестве кисточки на хвосте у США, при этом зачастую стремящаяся бежать впереди своего носителя.
До последнего момента никто из западных «партнёров» по ДОВСЕ не верил, что наша страна решится на этот шаг, все продолжали думать, что мы бесконечно долго будем влачить жалкое «договорное» существование. Россия же, устами президента Путина сначала предупредившая о возможном выходе из договора, из него таки вышла, при этом дав Западу 120 дней на размышление. Думаю, что никакой реакции, кроме стонов, воплей и «выражений озабоченности» всевозможных сателлитов Америки, в ответ на российские инициативы не последует.
Необходимо всем понять, что Россия за последние семь лет благодаря правильной политике в выборе национальной стратегии сумела худо-бедно разгрести развалины сверхдержавы, оставленные Ельциным, и поднялась до осознания собственной великодержавности нового типа. Наше государство, освобождаясь от ненужных обязательств по ДОВСЕ, не должно на этом останавливаться. Нужно последовательно, не спеша выходить из системы унижающих Россию договоров и договорённостей – в том числе по ПРО и ОСВ-2.
Надо всем показать, что времена унижения и краха, связанные с именами Горбачёва и Шеварднадзе, Ельцина и Козырева, ушли безвозвратно. Наши дело и право – не вступать в сомнительные союзы, не выполнять неизвестно кем подписанные договоры, а чётко следовать своей стратегии безопасности. Надеюсь, программа такой стратегии – до 2050 года – нашим государственным и военным руководством скоро будет принята.
, гендиректор Центра политической информации:
– Россия развязала себе руки в преддверии размещения натовской системы ПРО в Польше и Чехии. К тому же российское руководство демонстрирует нежелание изменять свои позиции ни по проблеме ПРО, ни по вопросам, относящимся к Косово, Ирану, распространению влияния НАТО в Центральной Азии. В какой-то мере это манифестация жёсткости внешнеполитического курса нашего государства. Ясно, что решение России по ДОВСЕ носит не декларативный, а политический характер.
С другой стороны, наш ВПК сейчас переживает серьёзную реформу, осваивая немалые бюджетные средства. А значит, отечественным предприятиям необходимо выпускать продукцию, которая пойдёт не только на экспорт, но и на перевооружение Российских вооружённых сил.
Очевидно, что экономические последствия выхода из ДОВСЕ заботят российское руководство даже больше, нежели политические. Проблемой коррупции в освоении бюджетных средств у нас сейчас никого не удивишь. Однако если бы в этом конкретном случае кем-то предполагалась «коррупционная составляющая», было бы просто бессмысленно объявлять мораторий на выполнение обязательств по договору. Министр обороны Анатолий Сердюков, судя по всему, настроен свести эту пресловутую «коррупционную составляющую» к минимуму, а значит, деньги, по идее, должны пойти прямиком на перевооружение нашей армии.
Если учесть всё это, то ограничения, накладываемые ДОВСЕ, становятся очень обременительными.
Полагаю, что может быть придан дополнительный импульс взаимодействию стран – участниц договора о коллективной безопасности, прежде всего России и Белоруссии, усилению совместной оборонительной инфраструктуры на наших западных рубежах.