Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2022 г.
  4. № 12 (6826) (23.03.2022)
Литература Библиосфера

За душу отвечаешь ты

23 марта 2022

Продолжаем знакомить читателей «ЛГ» с книжными новинками, выпущенными издательством «СТиХИ».



Переставить канделябр


Владимир Кочнев. Секретное наречие. Короткая книга стихотворений / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – М.: СТиХИ, 2022. – Кн. 38.


Книга вышла в издательстве «СТиХИ» в марте 2022 года. Тридцать стихотворений, почти равновесно распределённых по двум сторонам «пластинки» (серия The Single), четырнадцать для первой и шестнадцать для второй стороны, есть музыка, которую не спутаешь ни с какой другой.


Пойдём в музей,

Это всегда интересно –

С таким идиотом, как ты.


О том, насколько увлекательно ходить в разные (в том числе и привычно-скучные) места со спутником, обладающим недоступной тебе самому оптикой, а также талантом одушевлять пространство и подчинять себе время, со спутником, владеющим «секретным наречием», читатель Кочнева знает не понаслышке – с таким поэтом, как Кочнев, «всегда интересно», о чём бы тот ни писал: о трогательных отце и сыне, которые не позволяют друг другу упасть и пропбсть; о мягких игрушках, страшащихся темноты в закрытом на ночь магазине; о безрассудных студентах, грезящих «сказочными горизонтами»; о двух глухонемых, ведущих живую важную беседу.

Если говорить о романтизме как об устойчивой модели художественного сознания, сохраняющей свою актуальность и в эпоху новой культуры, очевидной становится романтическая составляющая кочневской поэзии. Подобный тип функционирования художника блестяще представлен Эдгаром Алланом По в рассказе «Овальный портрет». Герой По лежит на кровати в незнакомой тускло освещённой одним канделябром комнате, где по стенам развешаны портреты. Будучи не в силах встать с кровати, но страстно желая разглядеть картины, герой делает максимум из того, на что способен, – тянется к канделябру и переставляет его на другое место. Эта простая перестановка источника света производит «совершенно неожиданное действие»: помещение преображается, и из стены словно выступает таинственный портрет, который при прежнем расположении свечей был скрыт в тени. Кочнев виртуозно переставляет канделябр – эти перестановки помогают увидеть неувиденное, рассмотреть нерассмотренное; способствуют соединению якобы несоединимого. Здесь метрдотель может встретиться с призраком индейца, здесь стареют манекены, а над мёртвой синицей здесь мыслим монолог бодлеровского толка о красоте и падали.

Поэтическое повествование Кочнева многомерно. Особую важность для автора обретает образ поезда: «жизнь как / поезд который охватил пожар»; «…жизнь это прекрасная пьеса / а не чёрная месса с криками «невермор» / но в этом поезде опять не хватает места / когда выходишь на полный простор»; «когда ты спишь с лучшей девочкой в мире… / это становится чем-то бесконечным / как движение поезда»; город «словно поезд / только что вырвавшийся из тоннеля / оглушённым белым слепящим сиянием». Поезд этот, вероятно, способный перемещаться между мирами, не замедляет ход.

О возможных путях душеспасения Кочнев размышляет в духе максимы «Бог есть один из нас». Поэт создаёт ряд персонажей, которые если и не спасут человечество сейчас, то точно поспособствуют становлению верного миропорядка в будущем: «Однажды это придёт / И расставит всё по местам». Что такое «это» – остаётся только гадать. А вот кто такие те блаженные, благодаря которым надежда – это не просто слово, Кочнев рассказывает: улыбчивый сумасшедший из цеха, парень по кличке Иисус и даже сосед, который «оказался Господом Богом». Все они – среди нас, все они как будто скрыты в тени, однако зачем-то посланы нам.


а иногда думаю

что это я сам

остался

в темноте без него


Парадоксальность и точность лирического высказывания – характерная черта поэтики Кочнева. Так, например, стихотворение о старении манекенов («…старение конструкций из металла и воска… не дано перенести каждому») заканчивается строкой «произнеси своё имя», что превращает историю псевдоантропоса в историю антропоса: канделябр переставлен, свет падает иначе. Картина предстаёт во всей многомерности, обладая полиинтерпретативным потенциалом. И это новое освещение даёт надежду на прощение и на любовь, которая, по заверению автора, «существует независимо от / того хочешь ты или нет». Как и поэзия.


Сладостный труд


Books-Srez-Purin.jpgАлексей Пурин. Астры: Книга новых стихов / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Срез». – М.: СТиХИ, 2021. – 64 с.


Это одна из ярчайших книг, вышедших в издательстве «СТиХИ» в 2021 году.

Большая часть представленных текстов написана в последнее десятилетие («Книга новых стихов»). Пурин немыслим без мощного звучания интертекста: особую силу аллюзий и реминисценций, из которых ткётся поэтическое полотно, отрицать невозможно.


Бог сохраняет всё – руины

Равенны, Рима, гул Ла-Скал,

громады гор, простор долины,

холмы Тосканы, что искал

в тоске, не дочитав Назона…

Души же призрачны черты –

хранить их Богу нет резона.

За душу отвечаешь ты.


Характерная черта авторского зрения – некое «всевиґдение», «всеохватность». Поэт способен соединить в одном узле множество нитей: прошлого – своего («Чёрт знает чем я занимался в жизни. К примеру, проектировал заводы кирпичные») и чужого («...он галисийских избежал полей, но принял за Романовых расплату – единственный на свете князь Палей»), настоящего («Раскрывается книга, озаряется ночь») и будущего (храмы «с Господом говорят» в стихотворении «Письмо из Москвы. 2084»).

Зачастую кажется, будто листаешь любимый автором фотоальбом, со страниц которого на тебя смотрят поэты-современники: Владимир Козлов, Максим Амелин, Виктор Куллэ, Евгений Рейн, Алексей Машевский. В этом же альбоме радуют глаз виды городов: Ростова-на-Дону, Москвы, Петербурга, Стрельны, Петрозаводска; завораживают изображения «барельефов античного саркофага».


«Тканей, царь, мы привезли немного

и оружья знатного. Прими.

Море бурно. Нелегка дорога.

Отдохнём в тиши твоей семьи».


Нельзя не отметить оформление «Астр», искусно изданное и предлагающее читателю словно ещё одно измерение: помимо портрета, выполненного Анатолием Заславским, книгу дополняют черновики Пурина, а, как известно, изучение черновиков являет собой исключительный вид эстетического удовольствия, а иногда и способ обретения вдохновения.


Зачем тут ерь? Чтоб мы гадали?

Лукавство прячется в детали,

в игре причудливых причин…

Кому, куда – не указали.


Для Пурина «мир тесен» не в смысле пространства, а в смысле времени. Автор щедр – он рассказывает нам о бесконечных возможностях познания.


Не такова ли и библиотека –

кладезь незнанья, безверия Мекка,

атлас неведенья, разума сон,

энциклопедия без содержанья,

тысяча двадцать шестое изданье?..

Стол сервирован на сотни персон…


Эти персоны – «какой-нибудь Ойден», Джакомо Леопарди, Антонелло да Мессина, Райнер Мария Рильке, Готфрид Бенн. Все они – непременные части истинного мира, который создаёт поэт; мира, в котором Китс, описывающий вазу, может оказаться тебе ближе, чем собственный однокашник. «Человек читающий» уязвим, но эта уязвимость не препятствует его могуществу: «homo legens» помнит, реконструирует и вдыхает новые смыслы.


Раскрывается книга,

озаряется ночь, –

мы с тобою, амиго,

очутиться не прочь

в «Наутилусе» Немо

посредине Бермуд…

О, фонема-морфема,

чтенья сладостный труд!


Постижение текстов Пурина есть труд, труд одновременно и нелёгкий, и сладостный, как всё подлинное.


Кира Османова,
ассистент кафедры зарубежной литературы РГПУ им. А.И. Герцена, поэт, переводчик,

Санкт-Петербург



Тэги: Кира Османова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS