Наша интеллигенция сбилась с ног в поисках национальной идеи. Одни ищут её в православии, другие ратуют за социал-дарвинизм, фарисейски называя его либерализмом, а третьи целиком и полностью погрузились в «дела давно минувших дней».
Грустно наблюдать, как историки-любители и назначившие себя писателями образованцы с комиссарским блеском в глазах пытаются внушить многомиллионной телеаудитории, что наша история не что иное, как череда бесполезных злодейств и бессмысленных кровопролитий.
А между тем 1150 лет назад, в 860 году, произошло важнейшее для российской и мировой истории событие, которое смело можно считать первым засвидетельствованным многочисленными средневековыми источниками доказательством существования у наших предков государственности, что позволило иметь достаточно мощный по тем временам военный флот. Речь здесь идёт о нападении флота русов на Константинополь.
Об этом хорошо организованном и, видимо, хорошо спланированном нападении сообщает свидетель этого события константинопольский патриарх Фотий в двух гомилиях и в своём знаменитом «Окружном послании». Ему вторят другие современники этого военного похода: архиепископ Никодимский Георгий, римский папа Николай I, Иосиф Песнописец и многие другие. В «Повести временных лет» это событие освещено как поход Аскольда и Дира.
В древнерусской истории трудно найти событие, которое освещалось бы столь подробно в более чем двадцати пяти византийских, западноевропейских и древнерусских источниках, что, несомненно, говорит о том, какое большое значение придавали этому событию народы средневековой Европы. Это свидетельство о первом серьёзном выходе Руси на международную арену.
При этом в послании патриарха Фотия к восточным иерархам содержится приглашение их на Константинопольский собор. Предстояло обсудить прежде всего учение об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Filioque), а также противозаконные действия папы римского, который осудил и отлучил патриарха Фотия на Римском соборе 863 г. Послание содержит также информацию о крещении русов. «Но ныне и они (русы), – пишет патриарх Фотий – переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан».
Необходимо отметить, что событиям 860 года предшествовал набег «великой русской рати» во главе с «сильным князем Бравлином» на южнокрымские города в конце VIII века. Об активизации русов в конце VIII – начале IX вв. говорит и греческий текст «Жития Георгия Амастридского».
Однако нападение флота русов на Константинополь не идёт ни в какое сравнение с вышеописанными событиями по количеству нападавших кораблей и высокой степени организации похода, требовавшей привлечения огромных по тем временам материальных и человеческих ресурсов, что возможно только на стадии существования государственности. «Отсюда начнём и числа положим», – сказано об этом походе в «Повести временных лет», где летописец утверждает, что именно после него наша земля стала называться Русскою.
Одним из главных последствий этого похода явилось не только установление дипломатических и торговых отношений с Византией, но и начало Крещения Руси, которое непосредственно связано с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия.
Об этом и ещё многом другом говорили участники Международной научной конференции «Начала Русского мира», проведённой в Санкт-Петербурге при поддержке ЮНЕСКО. Заслушав и обсудив доклады коллег из России, Украины, Беларуси, Греции, Франции и Швеции, историки пришли к единому мнению, что сложный процесс становления Руси как независимого полиэтничного государства, где язычество уже соседствовало с христианством, необходимо выводить не от появления или отсутствия в стране той или иной правящей династии, а от первого известного дипломатического признания Руси на международном уровне. В условия мирного договора 860 года вошли пункты об установлении дипломатических отношений между двумя государствами, о выплате Византией дани русам, разрешении им вступать на службу в византийскую армию, вести торговлю на территории империи, посылать в Византию дипломатические миссии, а также пункт о Крещении Руси. Подобные условия договора свидетельствуют о том, что Русь задолго до появления династии Рюрика (862 г.) сформировалась как полноценное самостоятельное государство, с которым вынуждены были не только считаться соседние державы, но и устанавливать равноправные международные дипломатические и экономические отношения. Немаловажным пунктом данного двустороннего договора был пункт о Крещении Руси, благодаря чему на Руси со времён князя Аскольда начался постепенный процесс проникновения христианских ценностей и культуры и приобщение Руси к мировой византийско-христианской цивилизации.
Именно с похода Руси на Царьград в 860 году древнерусский летописец выводит начало Руси и её государственности. «Повесть временных лет» отмечает, что именно с этого времени «начася прозывати Руська земля». И именно с этого события древнерусские летописцы вели хронографический отсчёт в своих летописях: «Отсель начнём и числа положим». Это свидетельство отечественной летописи является веским подтверждением исторической и политической важности похода 860 г. и достигнутых дипломатических договорённостей для международного утверждения Руси как полноправного независимого государства.
Санкт-Петербург