Читая о нынешних событиях на Украине и смотря видеоматериалы, всё время ловишь себя на мысли, что видишь кошмарный сон. Многие из тех, кто были родными людьми, превратились в смертельных врагов, и окровавленный нож полосует сердце.
Личное
На Украине в пору летних каникул я прожила много важного: знакомство с невероятной красоты говором селян, с их пением на три, а то и на четыре голоса, дружбу с бабой Катериной, спасение замерзавшего в буран деда моей первой любовью, черноглазым парубком, и его смерть в хате другого моего деда… Тут – мои украинские корни, тут жил мой дед, который стал первым председателем Товарищества по обработке земли и которого убили богатые соседи, а преступление списали на брата бабушки.
Мой отец прошёл непростой путь от деревенского паренька до профессора, в конце войны женившись на моей матушке, русской по крови. Мне всегда были дороги обе мои «половинки» – и украинская, и русская. И, казалось, никто и никогда их не разрубит. И когда Украина отделилась, мой шестилетний сын заплакал. Как мне теперь жить, спросил он, ведь я на четверть украинец…
Иных моих украинцев уж нет, но, пока я жива, во мне пребудут и бархатное южное небо с сияющими звёздами, и запах парного молока, которым потчевала меня баба Катерина, и черноглазый Василь, и мои славные подружки, и погибший дед, которого я никогда не видела.
Незадолго до нынешней войны нашлись две мои приятельницы и троюродная сестра. Я так и не успела с ними повидаться, хотя и переписывались, и изредка перезванивались. В Полтаве живёт моя однокашница с семьёй, а из Горловки родом – друг-художник. Полтавчанка, русская по национальности, но родившаяся и бóльшую часть жизни прожившая на Украине, успела сказать мне, что ей стыдно за Украину, друг, всегда гордившийся своим украинством, писал, что теперь ему стыдно быть украинцем. Зато в Чернигове, всегда тяготевшем к России исторически и ментально, к моему изумлению, мне заявили, что на самом деле Степан Бандера – национальный герой…
И контакты опять оборвались. То ли из-за проблем со связью в пылающих городах, то ли правдивы слухи о том, что граждане Украины стирают российские адреса и номера телефонов из записных книжек.
У обеих моих подружек детства сыновья – мобилизационного возраста, у полтавчанки муж – военный в отставке, и я не знаю, что с ними всеми теперь. Мне невыносимо больно и за гибнущих «силовиков», и за искалеченных и убитых ополченцев, и за добровольцев, пришедших на подмогу Новоросссии, и за мирных жителей, так и не понявших, что это – война, развязанная украинским правительством против собственного народа. По телефону славянка из Новороссии рассказывала киевской куме, что их бомбят, а та смеялась: не верила…
Крым – проблема сложная, и я не буду тут её обсуждать. Но меня удивляет, что почти никто не подумал, что, несмотря на данное М. Горбачёву обещание не продвигать НАТО на восток, в очень скором времени можно было бы ожидать появления военной базы альянса на земле Крыма, каждая пядь которой пропитана русской кровью, и уничтожения нашего Черноморского флота. Чтобы убедиться в том, как удавка баз НАТО сжимается вокруг России, достаточно взглянуть на карты их расположения в 1990 году и сегодня. Лишь однажды услышала эту тему в вопросе радиослушателя. А ведущий весело парировал: «Сколько сотен лет Россия боролась за проливы и Чёрное море? Хватит уже!» Ну прямо просится на язык ответ лжецарю из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Ты что, cукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь? Эдак никаких волостей не напасёшься!»
Назад, в феодализм
Наблюдая за виртуальной войной в Сети и СМИ на темы украинских событий, поражаешься её чудовищной ожесточённости. Очень немного людей, переживающих эти события сердцем. Место обычных, столь естественных человеческих ценностей заняла психология войны. Справедливости ради скажу: эта психология бурно развивалась в последние десятилетия именно на Украине. «Ватники», «колорады» в адрес россиян, «москаляку – на гiлляку» («русских – на виселицу»), «жидiв – на ножи» («евреев – на ножи»), «Одеса – без жидiв» («Одесса – без евреев!» http://youtu.be/oukY3iT2uLI), героизация Бандеры и Шухевича. Единственным символом, общим для наших народов в последние годы, было священное почитание Великой Отечественной войны. Георгиевская ленточка объединила в себе память о погибших воинах Российской империи в Первой и Второй мировых войнах, но кто-то додумался превратить этот символ в издевательскую кличку «колорады». В целом раз люди поддерживают и разделяют такие взгляды, как уничтожение мирного населения, исключительность одной, в данном случае украинской, нации, издевательства над Победой – они нацисты. Грех сказать, но я радуюсь, что очень немногие участники Великой Отечественной дожили до наших времён.
Как это случилось? Увы, как и во многих республиках бывшего СССР, под крики о прогрессе и освобождении от «проклятого прошлого» развитие пошло вспять. Вот и Украина в XXI веке вернулась в феодализм с сюзеренами и вассалами, частными армиями местных князьков и прочими прелестями Средневековья. Кто бывал в этой стране на протяжении последних десятилетий, тому не могли не броситься в глаза разорённые сёла, в которых перестали петь, запущенные поля – и дворцы «новых украинцев». А если помнить огнём и мечом выжигаемые с помощью запрещённого международными конвенциями оружия города (прежде всего там, где обнаружен сланцевый газ, на который положили глаз американцы и украинские олигархи), отношение к гражданам как к нелюдям, не имеющим права на самоопределение, – всё это будет уж совсем походить на тёмные века.
Кто виноват? Ясное дело: русские и жиды. Что делать? И это не подлежит сомнению: бороться с русскостью и еврейскостью. В такой парадигме можно подняться в своих глазах, только дискриминировав других. Отсюда и раздуваемая в последние двадцать лет ненависть к россиянам, и упорные попытки запретить русский язык на государственном и бытовом уровне – а теперь уже и российские фильмы, и выступления российских артистов, и русскую литературу.
«Майданили» за разрушение коррупционных схем, против олигархов. И что в результате? Олигархи остались на месте, и во власти – те же люди, кроме Януковича.
На мой взгляд, самое поразительное в этой истории то, что большинство украинских олигархов – евреи, не возражающие против бандеровского лозунга «жидов – на ножи». Генетическая память, которой они всегда были сильны, подвела? Забыли львовский погром, Освенцим, Бабий Яр?.. Думают, что их деньги и власть уживутся с укронацизмом? Это вряд ли, как говаривал товарищ Сухов.
Пакости мелкие и большие
На украинских форумах – море ненависти к России и к русским, причём разлилось оно ещё до событий в Крыму. Я и некоторые мои знакомые предпринимали попытки поучаствовать в этих форумах – аналитически, с уважением к высказываемым там мнениям, с попыткой тактично войти в дискуссию и наладить диалог. «Москалей» мгновенно забанивали.
Мне трудно цитировать восторженные вопли «западенцев», когда в прямом эфире показывали сожжение одесситов в Доме профсоюзов, когда задушенная беременная и умиравшая в Луганске женщины назывались «самками колорадов», когда про убитых киевской властью детей кричали: «Личинки колорадов!» Это – за гранью добра и зла.
Если на Украине пользователи Сети, как и потребители СМИ, не имеют возможности высказать альтернативные мнения, их блоги блокируют, угрожают смертью авторам, то в России ситуация иная. На наши форумы приходят и те украинские граждане, кому заткнули рот на родине, и те, кому мало нациствовать на форумах украинских, и те, кто по тем или иным причинам проживает вне Украины. Сообщения первых, как правило, буквально кровоточат: война – их трагедия. Сообщения же вторых чаще всего полны яда и угроз. Русская по этнической принадлежности жительница Днепропетровска высказалась недавно так: «Себя не пожалею – всех вас убью!» Такого рода сообщения можно было бы рассматривать как страх войны, как панику – если бы тональность подобного характера не была бы постоянной у этой группы пользователей.
Российские оппозиционные СМИ, так называемые либералы (хотя, по-моему, ничего либерального в их идеологии нет) – одна радиостанция и пара-тройка газет, – а также ряд публичных лиц и их целевая аудитория открыто поддержали политику нынешних киевских силовиков. Появился очень своеобразный юмор, воспевающий ужасы войны и смерть, глумящийся над погибающими людьми. Частым аргументом таких людей выступает тезис «Не Россию мы ненавидим, а нынешний режим». Однако вменяемый человек обязан поддержать любой режим, если последний выступает против нацизма. А на Украине к власти пришёл нацизм в чистом виде.
Некоторые «либеральные» СМИ высказываются открыто, «от себя». Но столь же тенденциозен там и подбор новостей, и употребляемые термины («сепаратисты», например), и тональность, и сам факт предоставления слова абсолютно ангажированным укронацистам. Не гнушаются и мелкими пакостями. Так, главред одной радиостанции, историк по образованию, со смешочком повторяет, кажется, Бисмарка в интерпретации двуглавого орла в российском гербе: одна голова, мол, смотрит на Запад, потому что всегда ему завидовала. Кроме нескольких периодов истории, которые, скорее, можно назвать относительно закрытыми, Россия входила в европейскую культуру и цивилизацию, посему лихое утверждение историка к истории отношения не имеет. И к Западу, и к Востоку отношение России менялось – и никогда не было плоско однозначным. Также имею к упомянутому историку вопрос: а как быть с гербами стран, земель, воинских соединений с двуглавым орлом – Австро-Венгрии, Германского союза, Испанской империи, Италии и т.д.? Там тоже одна орлиная голова смотрит на Запад с завистью?..
Украинская гражданская война 2014 года в информационном отношении радикально отличается от всех предшествующих войн. Если прежде новости появлялись на радио и в газетах, то теперь первоисточником стала Всемирная паутина. Это сообщения очевидцев, стримы и т.п., что приблизило аудиторию к событиям, происходящим за тысячи километров. Но, в частности, благодаря этому в информационное поле попадает невероятное количество лжи. СМИ, используя материал из Сети, нередко заново интерпретируют эту интерпретацию. А если в основе исходно лежал фейк, который не удосужились или не захотели проверить редакторы, в информационном поле начинает функционировать тройная ложь – совершенно в соответствии с механизмом формирования сплетен.
В наших СМИ уже довольно давно был принят мораторий на показ травмирующих психику сцен насилия, но в Сети, на наших глазах в режиме реального времени рушатся дома, взрываются бэтээры, кричат и молят о помощи люди. И не смотреть нельзя. Вглядываясь со слезами в лица убитых, с ужасом ждёшь, что наткнёшься на знакомое лицо…
Поднялись со дна тёмные силы и в России, твердящие, как мантру, что и Украины никогда не было, и язык украинский – это испорченный русский, и крупных мастеров культуры там отродясь не бывало. Понятно, что это ответ на укронацистские бредни об исключительности украинской нации, извечной вредоносности русских и евреев, о том, что Иисус Христос был украинцем, а Чёрное море они выкопали лопатами.
Ненависть рождает только ненависть. На московском кладбище, где похоронены мои бабушка, мама и отец, кто-то пытался повалить памятник. Все фамилии на нём – украинские, а на фото, которое я сделала за несколько дней до кончины папы, он в вышиванке…