Владимир Абросимов. Книга посвящений… Избранное о балете. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2021. – 380 с.: ил. – 300 экз.
Наиболее значимый период в истории отечественного театра именуется устоявшимся термином «золотой век Большого балета», подразумевающим эпоху Юрия Григоровича – фундаментальные постановки этого балетмейстера и сегодня пользуются успехом публики разных стран мира. Однако предвосхитили то славное время небывалый выплеск энергии и плеяда выдающихся имён, чей неоспоримый вклад в развитие не только русского, но и мирового балета пока не до конца изучен. Недавно вышедшая в свет «Книга посвящений... Избранное о балете» становится замечательной возможностью заглянуть за тяжёлый помпезный занавес Большого театра и увидеть его мир в лицах, в творческом поиске, во внутреннем содержании.
Автор книги – Владимир Абросимов, ведущий солист ГАБТ конца 1960-х – 1980-х гг., создатель ярких характерных партий в главных постановках того периода, балетмейстер и педагог. Заметим, само время явилось творчески богатым для истории театра, совместившей в одном пространстве сказочный романтизм М. Петипа и А. Горского, психологические драмбалеты А. Голейзовското, Л. Якобсона, Р. Захарова и Л. Лавровского, высокий соцреализм Ю. Григоровича и щемящий лиризм М. Плисецкой. Именно тогда балет усложнился философским наполнением, трагедии ставились чаще, чем сказки... Этот многогранный процесс шёл при непосредственном творческом участии автора «Книги посвящений.», который не только делится с читателем впечатлениями от работы и личных встреч с мастерами балета, но и профессионально анализирует их уникальное наследие и смыслы рождённых ими шедевров.
Книга не относится к «чистой» мемуаристике, это полижанровый формат, весьма редкий в данной тематике и своим охватом более интересный. Это дань памяти тем, кто щедро делился своим искусством, и каждый текст в знак благодарности педагогам и коллегам имеет отдельное посвящение – отсюда и название книги. Большой рассказ передаёт удивительную атмосферу Московского хореографического училища с его прекрасными учителями и участием в спектаклях Большого театра 1950–1960-х гг. В ряду габтовских педагогов В. Абросимова – Алексей Ермолаев, Асаф Мессерер, Николай Симачёв, Лев Поспехин, Шамиль Ягудин. Показана лабораторная работа артиста в рождении осмысленного образа: личностная трактовка, особенности хореографического рисунка, значение в канве всего действа. Широко представлен пласт балетоведческих исследований, где автор в форме лекций и эссе раскладывает на составляющие внутреннюю структуру и идейное значение спектаклей, согласуя их с внешними проявлениями. Это балеты Григоровича «Легенда о любви» и «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» Лавровского, «Половецкие пляски» Фокина и Голейзовского, «Четыре темперамента» Баланчина, а также собственные постановки Владимира Абросимова. Галерея творческих портретов выражена поэтическим словом – Г. Уланова, М. Плисецкая, Р. Стручкова, А. Осипенко и Д. Марковский, М. Лиепа, Е. Максимова, А. Годунов, Л. Семеняка, Е. Рябинкина, Г. Шляпина, М. Эсамбаев.
Просветительское издание адресовано студентам и педагогам хореографических учебных заведений, артистам балета, хореографам, историкам искусства и любителям балета.
Алла Владимирова
Ждём почитателей балета!