Первое впечатление от телевизионного проекта «Имя – Россия» было не самое лучшее. Для съёмок выбрано странное, высокое, гулкое, помпезно-имперское помещение – 12 «апостолов-судей» в нём теряются; непонятно также, зачем в студии присутствует публика (чтобы отнимать время передачи на дежурные аплодисменты?); зачем в зале сидят эксперты-историки, которые не успевают сказать и полслова? Тем не менее, на мой взгляд, проект набирает обороты. После беспощадного обсуждения «кандидатуры» Петра Великого я ожидал, что Сталина точно растопчут. И был крайне изумлён, что обсуждение генералиссимуса было хоть и жёстким, но не огульным, во всяком случае, как справедливо отметил Никита Михалков, такого взвешенного, хоть и эмоционального обсуждения Сталина на ТВ 90-х быть не могло. Выступавшие генералиссимуса не столько осуждали (хотя многомиллионные репрессии, конечно, осуждали все), сколько пытались понять значение его многообразной деятельности для страны, рисуя портрет (гения, злодея?) не только чёрными или белыми красками. Тем более что опыт последних лет значительно обогатил наше знание о жестоких законах геополитики, которые «вождь всех народов» понимал лучше и своих, и наших современников.
Прозвучала важная мысль о том, что нужно отделять репрессии сталинского периода от преступлений большевиков времён Гражданской войны. Г. Зюганову, поддержавшему кандидатуру Сталина, пришлось выслушать от Д. Рогозина здравое рассуждение о том, что Сталин ленинцем фактически не был, потому так жестоко расправился с ленинской гвардией. Кстати, почему говорилось о десятках миллионов сталинских жертв? На сайте проекта приводится число из докладной записки КГБ на имя Хрущёва от 01.02.1954 г. – с 1921 по 1954 г. за так называемые контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 человек. И тут в студии как раз не хватало экспертов-историков, которые внесли бы ясность о десятках миллионов, которыми спекулируют многие.
А вот свершения сталинского периода вполне очевидны и без экспертов. Сбрасывая победы «с парохода современности», мы не только оскорбляем подвиг ветеранов войны и героев первых пятилеток, мы обесцениваем и обкрадываем собственную трагическую и героическую историю.