Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

За вычетом титулов и званий

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Эдуард Шюрэ. Рихард Вагнер и его музыкальная драма. – М.: Энигма, 2007. – 320 с.: ил. – (Incognito).

Нужно, вероятно, сразу же внести необходимое разъяснение: слово «драма» в заголовке никоим образом не намекает на известные, куда как непростые обстоятельства жизни и судьбы гения музыки. Ни об остающейся до сих пор непрояснённой тайне происхождения Рихарда Вагнера, ни о крутых поворотах его бурной частной жизни и уж тем более ни о весьма специфических позициях композитора в области «национального вопроса» – ни о чём подобном читатель книги не получит информации ни на йоту.
«Музыкальная драма» для Эдуарда Шюрэ – французского литератора, историка искусства и философа-мистика второй половины XIX – первой трети XX века – это исключительно обозначение жанра, в котором творил свои величественные шедевры создатель Байрейтского театра. По мнению автора, имевшего удовольствие быть лично знакомым с Вагнером и, несомненно, целиком подпавшего под обаяние его недюжинной натуры (что сквозит буквально в каждой строчке данного сочинения), последний должен быть назван в ряду узловых для самого понятия «драматического» фигур во всемирном масштабе наряду с древнегреческими трагиками и Шекспиром.
«Истинное творчество и великое поэтическое дарование» его кумира было для Шюре заключено в «выборе сюжетов и обработке древних легенд». И эти сюжеты и легенды – германские, скандинавские, кельтские – он с видимым удовольствием пересказывает, а затем с ещё большим вдохновением подробно и обстоятельно излагает содержание каждого из вагнеровских opus`ов, будучи занят не столько даже собственно музыкальной стороной дела, сколько бурными перипетиями взаимоотношений героев опер и их психологическими характеристиками. Для того, кто хочет получить достаточно полное представление о «Кольце Нибелунгов», «Лоэнгрине» или «Нюрнбергских мейстерзингерах», не утруждая себя многочасовым прослушиванием, эта книга является безусловной находкой. Другое дело, что им придётся быть готовыми к восприятию фраз, подобных следующей: «Неутолимая духовная жажда преобладает здесь над чувственностью и устремляет влюблённых к неразрывному слиянию; преодолевая всевозможные преграды, противопоставляемые ей житейскими законами, она как бы предчувствует возвращение к единому первоисточнику бытия, а в полном единении видит своё бессмертное возрождение».
Нельзя не признать, что специализирующееся на всякого рода эзотерической литературе, трудам по «алхимии, астрологии, антропософии» и т.п. издательство «Энигма», выпустив в свет, по сути, простую републикацию русского перевода данного труда столетней давности (включая предисловие и комментарии), но нигде впрямую о сём факте не упомянув, поступило не вполне корректно. Всё же и вагнероведение, и сам метод музыкально-драматических штудий за минувший век претерпели определённые изменения. Да и какие-то не вполне «уклюжие» контексты по мере знакомства с перепечаткой возникают: так, скажем, наткнувшись на сноску «Ср. недавно изданную «Переписку Рихарда Вагнера с модисткой», вы напрасно будете искать сей интригующий эпистолярий в числе относительных новинок книжной продукции – речь идёт о недавнем по отношению к 1909 году издании.
Впрочем, кое-какую коррекцию находчивые люди из «Энигмы» в свой вариант данного текста всё же внесли: лишили титула баронессы переводчицу Н.М. Розен, а с автора предисловия и тех же примечаний А. Каля сняли звание приват-доцента
С.-Петербургского университета (эти институциональные формы, разумеется, присутствовали на титульном листе издания «Т-ва М.О. Вольф»). И как раз таки зря – титул и звание в данном случае, что называется, многое бы объяснили и сумели бы придать этой «несвоевременной» книге эффектный завершающий штрих. 

А. В.

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты