Полвека тому назад, уже к 1949 году, почти полностью был восстановлен промышленный и примерно на 70% – сельскохозяйственный потенциал Белоруссии, получившей максимальный экономический ущерб в период Великой Отечественной войны. Такой вывод содержался в объединённом докладе совминов союзных республик Сталину в начале декабря 1948 года. Доклад этот Сталин подверг доскональной проверке и утвердил в середине января 1949-го...
По данным архивных документов, многие из которых рассекречены в последние годы в бывших республиках СССР, в Белоруссии в годы войны было разрушено свыше 10 тыс. предприятий, 209 городов и посёлков городского типа, 9200 сёл и деревень. Фашисты уничтожили, разграбили и вывезли из Белоруссии 83,9% действовавших до войны металлорежущих и 74,7% деревообрабатывающих станков, около 9 тыс. тракторов, 1100 комбайнов, 200 тыс. других сельскохозяйственных машин и инвентаря. Было зарезано и вывезено в Германию свыше 8,7 млн голов скота, 9 млн голов домашней птицы. Республика оказалась в буквальном смысле в руинах…
В те годы из Белорусской ССР было эвакуировано в Закавказье, на Урал, в Волго-Вятский регион и Среднюю Азию 109 предприятий и объектов, 395 тыс. голов крупного рогатого скота, 248 тыс. овец, 15 тыс. свиней. Но весь этот потенциал уже к концу 1941 года был востребован для поддержки фронта и тыла, а затем – на восстановление Белоруссии.
Белорусскому народу была оказана поистине всесоюзная помощь в первое послевоенное десятилетие. Так, из Ульяновска в Мозырь прибыл 21 вагон с различными грузами, а также с племенным поголовьем свиней. Из Удмуртской АССР поступило 60 станков, 40 тракторов, 18 комбайнов, 10 вагонов с чёрными и цветными металлами, 50 комплектов оборудования для кузниц, оборудование для нескольких районных больниц, школ и детских садов. Из Ярославской области направлено 2,5 тыс. плугов и борон, около 3 тыс. голов скота. А в 1944 году комсомольцы Туркмении выделили для Белоруссии 884 тыс. руб., на которые в том же году из азиатской республики было отправлено 11 вагонов с разнообразными подарками для жителей Минска.
Только за 10 месяцев 1944 года в Белоруссию прибыло 487 вагонов с различными грузами от трудящихся Сибири и Урала. За 2,5 года после освобождения Белоруссия получила от других советских республик свыше 50 тыс. единиц оборудования, 10 тыс. автомобилей, 150 тыс. голов крупного рогатого скота, 2 млн пудов хлеба. А московский завод «Красный пролетарий» им. С. Орджоникидзе в 1944–1957 годах производил оборудование и станки для смежного предприятия – завода им. С.М. Кирова в Витебске.
Взаимопомощью отвечала и Белоруссия. Так, для восстановления Донбасса из Белорусской ССР направили 514 тыс. кубометров высококачественного крепёжного леса. Он поступал и на восстанавливаемый в 1944–1948 годах Подмосковный угольный бассейн (Сталиногорский район Подмосковья, с 1962 г. – Новомосковский район Тульской области).
Уже в 1944–1945 гг. в Белоруссии с помощью союзных республик и общесоюзного госбюджета было восстановлено 320 МТС, получивших 1268 тракторов. А труженики села Ярославской области отправили в Белоруссию 2,5 тыс. плугов с боронами и около 3 тыс. голов скота. (Кстати, и сегодня Ярославская область активно сотрудничает с Беларусью, но теперь – в машиностроении.)
С помощью союзных республик успешно шло восстановление и учреждений культуры. Например, Минский педагогический институт получил от Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена и Военной академии им. С.М. Будённого 100 тыс. томов книг. А восстановленной Белорусской консерватории Московская консерватория им. П.И. Чайковского подарила 10 тыс. экземпляров нот. Более 350 тыс. экземпляров школьных учебников на белорусском языке были напечатаны в московских типографиях.
Особенностью развития промышленности в 1945–1949 годах было и создание новых для республики отраслей, поскольку именно Белоруссию советское руководство в первые послевоенные годы «определило» в качестве одного из сборочных цехов общесоюзной экономики и одной из индустриальных баз советского экспорта. Именно в те годы началось строительство Минского автомобильного завода, были выпущены первые тракторы на Минском тракторном заводе, строился Гомельский завод сельскохозяйственных машин; были запроектированы металлургический комбинат, нефте- и лесохимические предприятия. Все эти предприятия работают и сегодня. И, опять-таки, из «белорусского сборочного цеха», географически и в транспортном отношении наиболее приближённого к Восточной Европе, направлялись разнообразные машины, оборудование и научно-технические кадры в восточноевропейские страны, восстановленные ко второй половине 1950-х с помощью Советского Союза…
Важную роль в обеспечении социально-политической стабильности в сельских районах Белоруссии, особенно на западе Белорусской ССР (территория довоенной Польши), сыграло «закрытое» постановление ЦК ВКП(б) от 21 мая 1947 года, инициированное Сталиным, Косыгиным и тогдашним руководителем Белоруссии Пономаренко. Этот документ предписывал не торопиться с развитием коллективизации на западе Белоруссии, Украины, в бывшей Бессарабии и странах Балтии, учитывать исторические традиции и социально-экономическую специфику сельского хозяйства в этих регионах (кстати, там не было крепостного права в период царской России).
Словом, упомянутые и смежные факторы позволили уже к 1949 году не только восстановить белорусскую экономику, но и обеспечить её индустриальное развитие. Белорусская же промышленность уже с 1949–1951 годов работала и на весь СССР, и почти на всю Восточную Европу.