Юрий Красавин. Русские снега: роман, повесть, рассказы. – М.: Вече, 2021. – 480 с. – 800 экз.
В 2021 году издательство «Вече» празднует своё 30-летие. За эти годы были не только выпущены многочисленные книги известных авторов, но и открыты новые имена в литературе и возвращены забытые.
К забытым авторам можно отнести Юрия Васильевича Красавина (1938–2013) – уроженца Тверской земли. Его книги до перестройки выходили в центральных издательствах большими тиражами, рецензии на них публиковались в толстых журналах. Но в период социальных потрясений имя Красавина, как и многих других талантливых писателей, ушло в тень.
Издательство «Вече» открыло творчество этого самобытного провинциального автора широкой читательской аудитории. В серии «Проза Русского Севера» вышло две книги Ю. Красавина: «Вот моя деревня...» (2019) и «Русские снега» (2021).
В первой книге собраны такие его ранние повести, как «Вот моя деревня...», «Пастух», «Валенки», которые можно отнести к направлению деревенской прозы. Реалистическое повествование открывает «огромный, многошумный, многосложный» мир деревни, обряды, промыслы, национальные традиции русского народа; автор поднимает нравственные проблемы, заставляет задуматься над многими социальными вопросами жизни глубинки.
Недавно вышедшая вторая книга, «Русские снега», несколько отличается от первой. Она включает более поздние произведения писателя: роман, давший название книге, повесть «Хозяин», рассказы «Пустошь», «Про полковника», «Сны золотые».
Роман «Русские снега» интересен своим жанром: автор выступает как экспериментатор и создаёт своеобразную «деревенскую апокалиптику» – синтез деревенской прозы и апокалиптики. Однажды утром жители деревни Лучкино проснулись под слоем «вселенских снегов». Снег, который является олицетворением холода, безразличия, безнадёжности, безысходности, – главный символ в романе. Занесённая снегом деревня – деревня, брошенная на произвол судьбы. Снежинки – прах времени, а слой снега – пласт истории.
В романе просматриваются и черты такого жанра, как хождение. В данном случае речь идёт о пути России от безверия к обретению веры. Возникают аллюзии с «Хождениями Богородицы по мукам». В «Хождении...» Богородица наблюдает за страданиями грешников. В романе этих грешников объединяет общая вина – кровопролитие на войне. Участники различных войн неприкаянны, они мечутся из века в век, не могут найти себе покоя ни на земле, ни на небе.
Временной пласт романа огромен: от годов татаро-монгольского ига до фантастического будущего – апокалипсиса и прихода инопланетян.
«Русские снега» – словно предупреждение всем нам. Юрий Красавин заставляет людей задуматься о происходящих переменах и наконец что-то предпринять.
Повесть «Хозяин», написанная раньше, чем роман, тоже перекликается с днём сегодняшним. Главный герой Иван заточен на личное хозяйство. Дом для него – средство самоутверждения. Он женился по расчёту, жил с богатой женой с одной-единственной целью – достичь материального благополучия. Но общение с председателем колхоза и соседкой, которых ценят все жители, влюблённость в непрактичную учительницу изменили его взгляд на жизнь. На протяжении всей повести автор рассматривает глубинные изменения в характере главного героя – от самодовольства до разочарования и последующего просветления мыслей и чувств. На примере Ивана автор показывает, что человек без духовности, устремлённый исключительно к материальному богатству, не может быть хозяином своей судьбы.
Важное напоминание содержится и в рассказе «Пустошь». Главному герою Ивану Проклову от далёкого детства осталось дорогое воспоминание о том, как он ездил с отцом на окраину области. Там всё было иное, на каждом шагу – «новизна да открытия». Первозданная красота природы навевала мысли о святой пустоши. Воспоминание о «ничейной земле» грело душу Ивана во время войны, а по её окончании он, подобно Моисею, захотел привести туда односельчан. Да, в поисках благополучной жизни мы нередко оставляем родные места, а земля обетованная, райская, она рядом – это забытая земля наших дедов и отцов.
Эта тема отчасти продолжается и в рассказе «Про полковника». Преуспевающий военный Лев Алексеевич Охотников обрекает себя на одиночество в глухой деревне, желая «пострадать во искупление неведомой вины своей». Это своеобразная расплата за былую праздную жизнь за границей. В брошенной деревне он встречается с тремя поколениями женщин – Верой, Надеждой и Любовью. Выбор имён святых не случаен. Возвращение полковника тоже не случайно. Автор прогнозирует: на поклон в русскую провинцию из-за границы будут стекаться не только русские эмигранты, но и иностранцы. И прогнозы его отчасти сбываются уже сейчас: в последнее время мы можем наблюдать особое внимание к России – многие известные люди из мира спорта, искусства стремятся получить гражданство в нашей стране.
Рассказ «Сны золотые» отличается причудливым сплетением реальности и сновидений. Явь здесь – это сон одного из персонажей, Архипова. Он решил построить новую деревню, но окружающим его идея не понравилась, хоть они и хотели перемен. Психологический сон героя становится прикосновением к тайне души, благодаря чему совершается и преобразование его внутреннего мира. А изменение жизни происходит не через слепое следование новомодным постулатам, а путём усовершенствования традиций, через связь с родовым началом. В этом и заключается особый путь русского человека – в его инаковости.
Книга Юрия Красавина не только дань памяти замечательному писателю, но и шаг к возрождению философской мысли в художественной прозе, честный разговор о судьбе России, её месте в мировом сообществе, об особенностях характера и особой миссии русского человека.
Наталья Лосева