Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Забытые богом места

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Москва, которую мы потеряли / Автор-составитель О.Г. Гончаренко. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352 с.: ил.

«Рассказывать о храмах Мос-квы — задача превосходная и в равной степени сложная, – признаёт автор, – ибо задолго до нас это пытались сделать столпы отечественной публицистики, поэтому ограничим наш рассказ лишь теми из них, которые, просияв на московских просторах, навсегда исчезли, разрушенные и осквернённые в годы советской власти».

Да, это печальное повествование обращено к памяти именно навсегда исчезнувших столичных храмов. Исчезнувших в эпоху безбожную, атеистическую — советскую. Летели с куполов кресты, срывали колокола, сжигали иконы и духовные книги. Но, опять же, не о всех храмах со столь трагичной судьбой расскажет О. Гончаренко, но лишь о тех из них, на пепелище которых ему довелось побывать самому.

Нам наиболее любопытен рассказ о церкви Рождества Христова, что на Поварской улице, близ Кудрина. А уж Поварская знакома каждому литератору — заходил ли он в Союз писателей, в знаменитый Дом Ростовых, или в Центральный Дом литераторов. Поварская, оказывается, считалась одной из старейших улиц Москвы. Ходили слухи, что улица существовала уже в XII веке  и именовалась «Волоцкой дорогой» по названию пути, ведущему из Москвы через Волоколамск в дальний Новгород. Ну а название «Поварская» утвердилось за ней пять веков спустя, когда поселилась здесь обслуга трапезной при царском дворе Алексея Михайловича. Среди них были хлебники, скатертники и прочие, давшие название близлежащим переулкам. Вот на Поварской и стояла небольшая уютная церковь, именуемая церковью Рождества Христова в Кудрине. Описывали её так: «глухое» пятиглавие куполов на тонких ножках и оригинальные трёхлопастные кокошники, повторявшие узор оконных наверший. В писцовых книгах от 1686 года про неё говорилось: «Церковь деревянная Рождества Христова, что в Стрелецкой слободе в Иванове приказе Ендогурова».

В начале XVIII века, при Петре Великом, деревянную церковь укрепили камнем. После изгнания Наполеона разорённая церковь выглядела плачевно, так что какое-то время в ней и служба не велась. Храм упразднили, приписав к церкви Покрова Богородицы в Кудрине. В 1815 году стараниями прихожан жизнь храма возобновилась. Но лишь в 1856 году он вновь стал полноценным с архитектурной точки зрения. Прекрасно вписавшись в архитектурный ландшафт Поварской, он стал объектом авторского внимания Льва Николаевича Толстого, описавшего его в романе «Война и мир». Известно, в какой дом поместил граф семейство Ростовых, то есть в усадьбу князей Долгоруковых, исторически располагавшуюся на этом месте. И как в реальной жизни, вымышленные персонажи романа, выезжающие из дома на улицу «в каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив».

Вот ещё эпизод. 8 июня 1918 года известный драматический артист Мамонт Дальский сорвался с подножки трамвая и был раздавлен. Отпевали его в церкви Рождества Христова в Кудрине.
Нынче на месте храма — Театр киноактёра.

Это лишь краткий пересказ, и то об одной церкви. Понятно, что в авторском изложении история любого из описанных храмов изобилует любопытнейшими цифрами, фактами, историческими коллизиями. И читателю предстоит увлекательнейшее чтение. Поскольку, как говорил митрополит Филарет Московский: «Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной им проповеди и таким образом она доходит до целого народа и до многих последовательных родов».

А.Я

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS