Москва, которую мы потеряли / Автор-составитель О.Г. Гончаренко. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 352 с.: ил.
«Рассказывать о храмах Мос-квы — задача превосходная и в равной степени сложная, – признаёт автор, – ибо задолго до нас это пытались сделать столпы отечественной публицистики, поэтому ограничим наш рассказ лишь теми из них, которые, просияв на московских просторах, навсегда исчезли, разрушенные и осквернённые в годы советской власти».
Да, это печальное повествование обращено к памяти именно навсегда исчезнувших столичных храмов. Исчезнувших в эпоху безбожную, атеистическую — советскую. Летели с куполов кресты, срывали колокола, сжигали иконы и духовные книги. Но, опять же, не о всех храмах со столь трагичной судьбой расскажет О. Гончаренко, но лишь о тех из них, на пепелище которых ему довелось побывать самому.
Нам наиболее любопытен рассказ о церкви Рождества Христова, что на Поварской улице, близ Кудрина. А уж Поварская знакома каждому литератору — заходил ли он в Союз писателей, в знаменитый Дом Ростовых, или в Центральный Дом литераторов. Поварская, оказывается, считалась одной из старейших улиц Москвы. Ходили слухи, что улица существовала уже в XII веке и именовалась «Волоцкой дорогой» по названию пути, ведущему из Москвы через Волоколамск в дальний Новгород. Ну а название «Поварская» утвердилось за ней пять веков спустя, когда поселилась здесь обслуга трапезной при царском дворе Алексея Михайловича. Среди них были хлебники, скатертники и прочие, давшие название близлежащим переулкам. Вот на Поварской и стояла небольшая уютная церковь, именуемая церковью Рождества Христова в Кудрине. Описывали её так: «глухое» пятиглавие куполов на тонких ножках и оригинальные трёхлопастные кокошники, повторявшие узор оконных наверший. В писцовых книгах от 1686 года про неё говорилось: «Церковь деревянная Рождества Христова, что в Стрелецкой слободе в Иванове приказе Ендогурова».
В начале XVIII века, при Петре Великом, деревянную церковь укрепили камнем. После изгнания Наполеона разорённая церковь выглядела плачевно, так что какое-то время в ней и служба не велась. Храм упразднили, приписав к церкви Покрова Богородицы в Кудрине. В 1815 году стараниями прихожан жизнь храма возобновилась. Но лишь в 1856 году он вновь стал полноценным с архитектурной точки зрения. Прекрасно вписавшись в архитектурный ландшафт Поварской, он стал объектом авторского внимания Льва Николаевича Толстого, описавшего его в романе «Война и мир». Известно, в какой дом поместил граф семейство Ростовых, то есть в усадьбу князей Долгоруковых, исторически располагавшуюся на этом месте. И как в реальной жизни, вымышленные персонажи романа, выезжающие из дома на улицу «в каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив».
Вот ещё эпизод. 8 июня 1918 года известный драматический артист Мамонт Дальский сорвался с подножки трамвая и был раздавлен. Отпевали его в церкви Рождества Христова в Кудрине.
Нынче на месте храма — Театр киноактёра.
Это лишь краткий пересказ, и то об одной церкви. Понятно, что в авторском изложении история любого из описанных храмов изобилует любопытнейшими цифрами, фактами, историческими коллизиями. И читателю предстоит увлекательнейшее чтение. Поскольку, как говорил митрополит Филарет Московский: «Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной им проповеди и таким образом она доходит до целого народа и до многих последовательных родов».