Профессиональный кинематографист, продюсер или режиссёр, просматривая первую ленту киностудии «Лугафильма», может найти какие-то чисто «киношные» огрехи. Где-то, может показаться, не очень удался монтаж, в каких-то эпизодах не так выставили освещение, где-то звук плывёт. Хотя не исключаю, что, если такие мысли и придут в голову, картина быстро затянет тебя, и ты окажешься уже рядом с её героями. Будешь за них переживать как за своих близких...
Один из премьерных показов «Ополченочки» Алексея Козлова в Москве прошёл в Доме национальностей. Картину представляли руководители Донецкого и Луганского землячеств в столице. Было два сеанса – организаторы хотели учесть требования пандемии, но зал был оба раза заполнен. Фильм предваряла кинодокументалистика, звучала песня с рефреном:
Нас миллионы русских,
Убить нас невозможно.
И с нами сила Божья!
Нас не сломать, нас не сломать.
Ведущий, представляя картину, заметил, что «Ополченочка» – это правда о войне, которая в иных случаях не прошла бы традиционные фильтры отбора. И добавил: «Это народный взгляд на войну». Красиво но, наверное, преувеличение, подумал я. После просмотра понял, что так и есть. Кстати, некоторые эпизоды снимались в местах, рядом с которыми шли бои, и актёрам из России говорили для успокоения: «Да ничего особенного, ребята! Это учения идут!» Скажу сразу, ярких и впечатляющих актёрских работ в картине немало – в роли вжились и актёры по профессии, переживая жизни своих персонажей как собственные, и приглашённые для участия в съёмках обычные люди, которые, по сути, играли самих себя в условиях, когда всё может вдруг оборваться в мирное как будто бы время.
Это история трёх девушек. В 2016 году они волей судеб оказываются в составе женского танкового экипажа и становятся боевыми подругами в противостоянии с теми, кто хочет покорить Донбасс, навязать ему свои «ценности». Это три киноновеллы о том, что несёт война, какова её цена, о которой мы мало что понимаем, проживая в обычной обстановке, на что-то бесконечно жалуясь и считая себя в чём-то обделёнными.
У одной из девушек в боях с «укропами» пропал без вести родной брат, и Катя (Мария Перн), как можно судить, театральный режиссёр, бросив красавец-Питер с его барами и вольготностью, отправляется в Донбасс, чтобы найти его. Там знакомится с местным красавцем-атаманом, который берётся помочь ей в поисках брата и устроиться в театр. Но случается любовь. И невеста уже в белом платье и белой фате ждёт любимого во Дворце бракосочетания, а он едет к ней в белом костюме... но миной, заложенной украинскими диверсантами, его машину разносит вдребезги, и она полыхает на безлюдном шоссе. Не став женой, петербурженка стрижётся наголо, вступает в ополчение и вскоре находит сослуживца брата, который чудом выжил в бою, а брат сгорел в танке. А ей надо продолжать жить.
Такова одна из новелл, две другие на неё похожи по накалу и трагизму событий. В одной – потрясают кадры издевательств украинских нациков над захваченными девушками, где их куражливая жестокость перемешана с уверенностью в своей силе и крутой «европейскости», которую, видимо, должна представить модная стрижка одного из дикарей. Ещё одна история – о семье, где женщина хочет оставаться на родной земле, а муж тайно забирает их дочь Марину и увозит подальше от войны, в Харьков.
Таковы реальные истории, те, которые не отражаются на газетных страницах и в телерепортажах, но именно они пронзительно передают происходящее в Донбассе, где брат может пойти на брата, где рушатся семьи и круто меняют курс человеческие судьбы.
Но взгляд на всё это не был бы «народным», как замышлялось, если бы не было юмора, не звучали песни, которых много в картине, не было бы обращения к божьим заповедям, если бы события не оценивались так, как они и происходят – без упрощения, во взаимосвязанности, в противоречивости. Очевидна в картине и линия, соединяющая то, что происходило в годы Великой Отечественной войны, с тем, что доводится испытывать героям наших дней. Волнующая правда фактов и судеб. Фильм заканчивается на оптимистической ноте, его создатели верят, что будут созданы новые легенды о людях, победивших украинский фашизм, как некогда их деды и прадеды одолели гитлеровский.
Из разговора с автором идеи и продюсером фильма Романом Разумом и сопродюсером Владиславом Плахутой я понял, что они не особо надеются на большую поддержку в Москве своего фильма, снятого, кстати, в 2018 году. Хотя на днях по инициативе главы Россотрудничества Евгения Примакова было подписано соглашение о демонстрации фильма «Ополченочка» в 80 странах на 6 языках. Речь, видимо, идёт о культурных центрах этой организации за рубежом. Конечно, здорово! Но хотелось бы видеть картину в широком прокате. Однако мало кому выгодна та правда, которую представили кинематографисты из Луганска. Правда о долготерпении русских и об обманутых ожиданиях. Вряд ли картина заинтересует, скажем, Первый канал или НТВ. Всегда есть спасительная отговорка: не формат.
Владимир Сухомлинов