Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 мая 2021 г.
Телеведение

Зачем Катя пошла в ополченочки?

Созданный в Луганске фильм о гражданской войне в Донбассе показали в Москве

26 мая 2021
Мария Перн в роли Кати

Профессиональный кинематографист, продюсер или режиссёр, просматривая первую ленту киностудии «Лугафильма», может найти какие-то чисто «киношные» огрехи. Где-то, может показаться, не очень удался монтаж, в каких-то эпизодах не так выставили освещение, где-то звук плывёт. Хотя не исключаю, что, если такие мысли и придут в голову, картина быстро затянет тебя, и ты окажешься уже рядом с её героями. Будешь за них переживать как за своих близких...

Один из премьерных показов «Ополченочки» Алексея Козлова в Москве прошёл в Доме национальностей. Картину представляли руководители Донецкого и Луганского землячеств в столице. Было два сеанса – организаторы хотели учесть требования пандемии, но зал был оба раза заполнен. Фильм предваряла кинодокументалистика, звучала песня с рефреном:

Нас миллионы русских,
Убить нас невозможно.
И с нами сила Божья!
Нас не сломать, нас не сломать.

Ведущий, представляя картину, заметил, что «Ополченочка» – это правда о войне, которая в иных случаях не прошла бы традиционные фильтры отбора. И добавил: «Это народный взгляд на войну». Красиво но, наверное, преувеличение, подумал я. После просмотра понял, что так и есть. Кстати, некоторые эпизоды снимались в местах, рядом с которыми шли бои, и актёрам из России говорили для успокоения: «Да ничего особенного, ребята! Это учения идут!» Скажу сразу, ярких и впечатляющих актёрских работ в картине немало – в роли вжились и актёры по профессии, переживая жизни своих персонажей как собственные, и приглашённые для участия в съёмках обычные люди, которые, по сути, играли самих себя в условиях, когда всё может вдруг оборваться в мирное как будто бы время.

Это история трёх девушек. В 2016 году они волей судеб оказываются в составе женского танкового экипажа и становятся боевыми подругами в противостоянии с теми, кто хочет покорить Донбасс, навязать ему свои «ценности». Это три киноновеллы о том, что несёт война, какова её цена, о которой мы мало что понимаем, проживая в обычной обстановке, на что-то бесконечно жалуясь и считая себя в чём-то обделёнными.

У одной из девушек в боях с «укропами» пропал без вести родной брат, и Катя (Мария Перн), как можно судить, театральный режиссёр, бросив красавец-Питер с его барами и вольготностью, отправляется в Донбасс, чтобы найти его. Там знакомится с местным красавцем-атаманом, который берётся помочь ей в поисках брата и устроиться в театр. Но случается любовь. И невеста уже в белом платье и белой фате ждёт любимого во Дворце бракосочетания, а он едет к ней в белом костюме... но миной, заложенной украинскими диверсантами, его машину разносит вдребезги, и она полыхает на безлюдном шоссе. Не став женой, петербурженка стрижётся наголо, вступает в ополчение и вскоре находит сослуживца брата, который чудом выжил в бою, а брат сгорел в танке. А ей надо продолжать жить.

Такова одна из новелл, две другие на неё похожи по накалу и трагизму событий. В одной – потрясают кадры издевательств украинских нациков над захваченными девушками, где их куражливая жестокость перемешана с уверенностью в своей силе и крутой «европейскости», которую, видимо, должна представить модная стрижка одного из дикарей. Ещё одна история – о семье, где женщина хочет оставаться на родной земле, а муж тайно забирает их дочь Марину и увозит подальше от войны, в Харьков.

Таковы реальные истории, те, которые не отражаются на газетных страницах и в телерепортажах, но именно они пронзительно передают происходящее в Донбассе, где брат может пойти на брата, где рушатся семьи и круто меняют курс человеческие судьбы.

Но взгляд на всё это не был бы «народным», как замышлялось, если бы не было юмора, не звучали песни, которых много в картине, не было бы обращения к божьим заповедям, если бы события не оценивались так, как они и происходят – без упрощения, во взаимосвязанности, в противоречивости. Очевидна в картине и линия, соединяющая то, что происходило в годы Великой Отечественной войны, с тем, что доводится испытывать героям наших дней. Волнующая правда фактов и судеб. Фильм заканчивается на оптимистической ноте, его создатели верят, что будут созданы новые легенды о людях, победивших украинский фашизм, как некогда их деды и прадеды одолели гитлеровский.

Из разговора с автором идеи и продюсером фильма Романом Разумом и сопродюсером Владиславом Плахутой я понял, что они не особо надеются на большую поддержку в Москве своего фильма, снятого, кстати, в 2018 году. Хотя на днях по инициативе главы Россотрудничества Евгения Примакова было подписано соглашение о демонстрации фильма «Ополченочка» в 80 странах на 6 языках. Речь, видимо, идёт о культурных центрах этой организации за рубежом. Конечно, здорово! Но хотелось бы видеть картину в широком прокате. Однако мало кому выгодна та правда, которую представили кинематографисты из Луганска. Правда о долготерпении русских и об обманутых ожиданиях. Вряд ли картина заинтересует, скажем, Первый канал или НТВ. Всегда есть спасительная отговорка: не формат.

Владимир Сухомлинов

Тэги: Премьера Владимир Сухомлинов
Обсудить в группе Telegram

Владимир Сухомлинов

обозреватель отдела «Политика»... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS