Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2016 г.
Общество

Зачем обижаете учителя?

24 марта 2016

Почему одни «в шоколаде», а другие и на хлеб с маслом еле-еле наскребают


Мне неоднократно приходилось читать в центральной прессе реляции о том, каких прекрасных результатов добиваются столичные учителя, применяющие самые передовые информационные технологии и получающие среднюю зарплату около 75 тысяч рублей. Конечно, я искренне рад за своих московских коллег, однако одна мысль не даёт покоя: неужели они работают эффективнее провинциалов в 4–5 раз? Замечу, что уровень оснащённости нынешних школ по всей стране довольно высок: даже в деревенских учебных заведениях имеются и компьютеры, и множительная техника, и интерактивные доски. Есть, конечно, исключения, однако они общей картины не портят: за «сытые» нулевые годы материальная база школ существенно улучшилась.

Другое дело, что всё это техническое изобилие применяется не столько в учебных целях, сколько для производства массы нужных, не совсем нужных и совсем ненужных документов. Сама работа учителя оценивается прежде всего в соответствии с подготовленными им отчётами, а также по результатам ГИА, ЕГЭ и олимпиад различного уровня, хотя до сих пор ведутся споры о целесообразности введения «аббревиатурных экзаменов», да и с олимпиадами, увы, не всё прозрачно и чисто. Получается, что лучший учитель – это не подвижник, видящий своё предназначение в непосредственной работе с детьми, а документопроизводитель, заточенный на личный успех и в совершенстве освоивший методы его достижения.

Даже система начисления учительской зарплаты, кстати, чрезвычайно запутанная, требующая кропотливого труда целого легиона бухгалтеров, учитывает в основном, так сказать, внешние показатели работы педагога, выражающиеся в процентах и баллах. В этом отношении она сродни нашим пенсионным начислениям, рассчитать которые может лишь специалист. Таким образом, получается, что главная цель учителя – вовсе не формирование творческой личности, обладающей высокими нравственными качествами и подготовленной к современной жизни, а самое тривиальное зарабатывание денег. Для этого, между прочим, и придумана весьма изысканная система так называемых платных услуг. Сторонники либеральной системы среднего образования могут торжествовать: они окончательно добили советскую школу, которая была построена на принципе полного государственного обеспечения.

Я это констатирую как уже свершившийся факт и отчасти объективный процесс, поскольку старая учительская гвардия уходит, а ей на смену приходят люди совершено иной социально-психологической ориентированности. Меня поражает одно: при хорошем владении информационными технологиями и умении подготовить, например, классную презентацию многие мои молодые коллеги порой демонстрируют невежество в вопросах общей культуры, зато готовы с предельным ожесточением биться за место под солнцем. Солнцем в данном случае является непосредственное начальство.

В завершение вернусь к тому, с чего начинал, то есть к зарплате. В школе я работаю более 30 лет и нахожусь в предпенсионном возрасте. Самую высокую зарплату я получал при Черненко, будучи совсем ещё молодым специалистом. В 90-е годы приходилось элементарно выживать, едва сводя концы с концами. Финансовое положение существенно улучшилось в нулевые годы, сейчас же оно стремительно катится под гору, поскольку я принципиальный противник платных услуг и не занимаюсь никакими «педагогическими приработками».

Впору вспомнить Акакия Акакиевича Башмачкина, который всё-таки справил себе шинель. Мне, увы, так и не удалось купить новую квартиру (это абсолютно несбыточная мечта!), и даже приобретение костюма всегда находилось за рамками финансовых возможностей. Моя жена тоже учитель. Так вот, за 70 лет совместной работы в школе (по 35 лет каждый) мы едва смогли осилить ремонт квартиры, которая досталась мне от отца. Правда, ремонтировали мы её больше времени, чем ахейцы осаждали Трою.

Поэтому, как незабвенный Башмачкин, я тоже могу задать вопрос, адресованный в данном случае к властям предержащим: «Зачем вы меня обижаете?» Обижать учителя – нехорошо. Впрочем, вполне может быть, что финансового благополучия я не достиг только потому, что всегда считал обязательным не менее четверти своей зарплаты расходовать на благотворительные цели. Более 20 лет я веду городской семинар «Юная литература Новороссийска», являясь его организатором и спонсором. Поэтому вместо новой шинели, то бишь костюма, есть у меня куда более приятное нравственное утешение – целая библиотека книг питомцев этого семинара.


Услужливое образование

Задумывалась новая система оплаты труда с благими намерениями. Чем лучше школа, чем больше родителей стремятся отправить туда своих детей, тем больше получает учитель. То есть деньги следуют за учеником. Но благие намерения в рай, как и следовало ожидать, не привели. Одни школы стали огромными плохо управляемыми монстрами, другие окончательно впали в депрессию. А великолепный учитель, живущий в деревне, пусть он и самых бездарных учеников выводит в хорошисты, всё равно будет получать копейки.

Да и в Москве, на которую обижена провинция, не всё благополучно. И здесь зарплата зависит не только от наполнения классов, таланта педагога и результатов ЕГЭ, но и от массы других составляющих. И в столице учителя не понимают, почему вознаграждение за труд в соседних учебных заведениях различается порой в разы. В общеобразовательной школе № 1400, например, в прошлом году к зарплате в 73 тысячи рублей нескольким сотрудникам добавили премии на сумму в 960, 940 и 315 тысяч рублей. Правда, среди высокооплачиваемых только двое учителей, остальные трудятся в бухгалтерии и отделе кадров.

Может быть, бухгалтеры и кадровики в свободное от основной работы время зубрят правила с безнадёжными двоечниками? Нет, как объяснила директор школы Светлана Бабашина, в этом учебном заведении «проводятся мероприятия межрайонного совета директоров школ, и часть оставшихся средств каждый квартал распределяется между теми, кто помогает организовывать совет».

Что ж, образование у нас теперь оказывает услуги, и ничего противозаконного (а действиями руководства школы после жалобы учителей занялись правоохранительные органы) здесь нет. Услуги по сдаче своих актовых залов в аренду для проведения всяческих мероприятий оказывают многие. И нечего учителям-нищебродам завидовать – ёрничают в социальных сетях, срочно увольняйтесь и устраивайтесь в школу № 1400. Там ещё, рассказала директор, и ежеквартальные премии по 150 тысяч есть. Не можете бросить своих учеников? Что ж, это ваш выбор. 

Выбор, конечно, есть всегда. Есть он и у государства. Можно оставить всё как есть, а можно создать такую систему, при которой зарплата будет зависеть не столько от расторопности директоров, сколько от результатов учеников. И ещё. У нас огромная страна. Зачем же создавать такие условия, при которых все будут стремиться покинуть свои городки и посёлки и перебраться в мегаполисы?

Отдел «Общество»

Обсудить в группе Telegram

Виктор Пахомов

Заслуженный учитель России, НОВОРОССИЙСК.... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • Он то звонИт, то звОнит

    21.05.2025
  • «Перечитывая Нестора»

    21.05.2025
  • Трудные роды

    18.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS