Судьба вузовских выпускников 2009 года – один из главных социальных вызовов затяжного глобального кризиса. Многие молодые специалисты не найдут работу из-за тщательно маскируемой недееспособности федеральной службы Рособрнадзор, абсолютной оторванности этого монополиста от реальной жизни и экономики. Разработанные им показатели качества образования абсолютно не учитывают большей части необходимых профессиональных компетенций, а потому работодатель вынужден учить молодого специалиста заново.
В среднем этот процесс занимает у нас до 6 месяцев, или в 5 раз больше, чем за рубежом, и обходится предприятиям и организациям в 1,5 триллиона (!) рублей. В результате кризиса у работодателей появилась возможность взять не зелёного выпускника, а специалиста с биржи труда с реальным опытом работы. Естественно, они её не упустят.
Абсурдная же идея нынешнего руководителя Рособрнадзора Л. Глебовой о переучивании всех безработных выпускников в рабочие и закрытии вузов крайне опасна, и, надеюсь, власти этого не допустят. Превращение «белого воротничка» в «синий» непродуктивно. Более того, в городах-миллионниках чревато социальными взрывами с непредсказуемыми последствиями. Выпускников, по мнению наших специалистов, целесообразно направлять в бюджетные учреждения, школы, муниципалитеты, где, кстати, плохо с кадрами, на управление жилищно-коммунальным хозяйством. Другими словами, в секторы, где до кризиса уровень зарплат считался неприемлемо низким для этих людей.
Массовые беспорядки провоцируются Рособрнадзором и в связи с умышленным затягиванием аккредитации востребованных работодателями учебных заведений. Вуз получает положительные отзывы экспертов, которые назначаются Рособрнадзором, и тем не менее чиновники годами тормозят представление учебного заведения аккредитационной коллегии, как было в случае с Международной академией маркетинга и менеджмента («Хочу учиться, но требуют жениться», «ЛГ», № 24). В результате выпускники не могут защитить дипломные работы и сдать госэкзамены.
Одним из мощных антикоррупционных мер является предложение МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситета о выдаче фирменных дипломов, как это принято во всех европейских странах. Кредит доверия общества к состоянию контроля за качеством образования исчерпан. Выход один – отказ от монополии Рособрнадзора, независимая оценка вузов со стороны работодателей, учёт их требований при подготовке специалистов.
, доктор философских наук, руководитель Центра социологических исследований Института комплексных исследований образования (ИКИО)