Закрытие детдомов и школ-интернатов идёт уже по всем регионам России. И в то же время растёт количество возвратов в детдома из приёмных семей. Каждый такой случай – трагедия для ребёнка. Почему интернатная форма воспитания, которая может быть максимально подконтрольна обществу и государству, сегодня фактически ликвидируется? Об этом шёл разговор на круглом столе в Государственной Думе. Сегодня мы публикуем два мнения на эту тему.
Не кончается спор о формах устройства детей-сирот. Сторонники их семейного устройства считают, что во всех бедах выпускников детских домов виноваты казённые учреждения. «Помести такого ребёнка в семью – и он вырастет полноценной личностью» – это их основной лозунг. Психологи подводят под этот лозунг теоретическую базу: человек во взрослой жизни повторяет поведенческий стереотип родителей.
Но теоретики семейного устройства забывают о наследственном факторе и о положительных моментах коллективного воспитания. Напомню, что школы-интернаты существуют в России с XI века, и не только для детей-сирот. И в благополучных семьях бывают трудные дети, причём не только подростки, но и малыши часто бывают строптивыми и неуправляемыми.
Вспомним выпускников детдомов 30–50-х годов. Это были дети репрессированных, людей, погибших в сталинских лагерях или на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн или умерших от голода. Подавляющее большинство этих выпускников нашли себя в жизни и создали полноценные семьи.
Дело не в системе устройства, а в духовном потенциале этих детей. Если родители ребёнка были блудниками, ворами, иждивенцами, пьяницами, им гораздо сложнее найти в себе силы на борьбу с грехом. К тому же дети подвергаются ещё и колоссальному нравственному растлению: эротика, порнография, насаждение культа разврата и вседозволенности, формирование гедонистических установок. Это калечит души всех детей, не только детдомовских, и осложняет их воспитание в духе трудолюбия, сострадания, любви к семье и Родине.
Виновата же, на мой взгляд, не система казённых учреждений, а девальвация духовных ценностей во всём обществе и повреждённый духовный потенциал современных детей.
Тут же хочу оговориться, что всё же большая часть детей-сирот находит себя в жизни. Поговорите с директором любого детдома или интерната для детей-сирот. Они назовут вам цифры – 6–8% так называемого «брака». Это выпускники, которые тунеядствуют, пьянствуют, совершают правонарушения. Поэтому больно слышать утверждения, что все выпускники детдомов пополняют собой ряды преступников. Эти утверждения по меньшей мере голословны. Для того чтобы делать окончательные выводы, необходимо развёрнутое, сравнительное статистическое исследование социализации семейных и детдомовских детей.
Что касается повторения поведенческого стереотипа родителей, то ребёнок может повторить стереотип не только кровных родителей, но и воспитателей, и учителей, и других знакомых взрослых, значимых в его глазах. А чей, скажите мне, стереотип повторят дети, которых кидают из одной семьи в другую? Стереотип людей, зарабатывающих на детях деньги? Стереотип родителей-предателей?
В подтверждение своих слов хочу привести высказывание президента фонда «Родительский мост» Марины Левиной: «На одной международной конференции я общалась с «заслуженной» приёмной семьёй из Европы. Через эту семью прошли 15 детей, которые жили в ней в среднем по два-три года. Спрашиваю маму: «Вы с детьми встречаетесь?» – «Нет». – «Переписываетесь?» – «Нет». – «Но имена их помните?» – «Зачем? Это была для меня работа». Вот что по-настоящему страшно. И мне непонятно, почему мы пытаемся идти тем же путём, которым 20–30 лет назад уже прошли и США, и многие европейские страны, причём полученные результаты их не очень радуют. Почему пытаемся «покупать» родителей? Нам надо пользоваться зарубежным опытом, учитывать его, но не повторять чужие ошибки».
В конце концов, думаю я, важна не форма, а содержание. Важно, какой человек оказался в данный момент с ребёнком: хороший или плохой, искренний или формальный. А кем будет этот воспитатель: приёмной мамой или учителем школы-интерната или нянечкой детдома – это уже второстепенный вопрос.
Закрытие детдомов и школ-интернатов идёт уже по всем регионам России. И в то же время растёт количество возвратов в детдома из приёмных семей. Каждый такой случай – трагедия для ребёнка. А ведь это живые дети… Хорошо, что пока ещё им есть куда вернуться. Но при любой реорганизации меняется коллектив, увольняются сотрудники, набираются новые, нацеленные вновь устроить возвращённого ребёнка в другую семью. Вдумайтесь: вместо ДОМА ребёнок возвращается в Центр по семейному устройству – в перевалочный пункт! А его прежнего дома, где он рос, его воспитателей и друзей уже нет…
Разрушая социальные структуры России, спасительные для детей-сирот, задумываемся ли мы о последствиях. Для людей, неравнодушных к этой проблеме, скажу: реализация проекта «Создание сети для проведения деинституционализации учреждений интернатного типа для детей-сирот» началась летом 2007 года при финансовой поддержке делегации Европейской комиссии в России. С российской стороны в проекте участвуют: филиал благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ, Институт раннего вмешательства (СПб.) и центр «Наша семья» (Москва). Детские дома и школы-интернаты закроются естественным путём, если уменьшится количество детей-сирот. Зачем же их насильственно закрывать, да ещё за это получать деньги от Европейской комиссии?
Три года назад в Послании Федеральному собранию В.В. Путин сказал о том, что нужно сокращать количество сирот в интернатных учреждениях. Но им ничего не было сказано о сокращении или разрушении самих этих учреждений! Почему же чиновники на местах понимают всё шиворот-навыворот?
Хочется верить, что количество детей-сирот в интернатных учреждениях сократится, но не искусственно, когда чиновники освобождают детские дома от детей любой ценой, а благодаря возрождению нравственных семейных ценностей в России. Это, конечно, более трудоёмкий и долгий путь. Но он приведёт к снижению числа детей в интернатных учреждениях не за счёт детского благополучия. И показатели такого снижения будут пускай не такими высокими, зато истинными.
, детский психиатр