Система школьного литературного образования предполагает целенаправленный отбор произведений для изучения. Важным моментом является оптимальное соотношение компонентов (русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья, зарубежная литература) и взаимосвязь между ними. Вопрос в том, как осуществлять отбор и устанавливать это оптимальное соотношение.
Заместитель министра печати и информации Республики Дагестан, заслуженный учитель РД, профессор ДГУ Миясат Муслимова характеризует положение дел в литературном образовании ёмко – «катастрофа». Сегодня существует множество программ по литературе (около 16), за этим разнообразием угнаться невозможно. По сути, это дезориентирует учителя. Издание учебников и программ, к сожалению, стало бизнесом. Да, есть примерный круг авторов, но дискуссии и споры на эту тему не утихают. Зачастую из программы исключают классиков ради введения малоизвестных современных писателей.
В рамках нового предмета «русский язык и литература» введена тема «Литература народов России». Учащимся предлагается одно произведение по выбору во фрагментах. Приводится 12 авторов – Мустай Карим, Муса Джалиль, Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев, Коста Хетагуров, Расул Гамзатов и другие. В учебнике отведено также место для мифологии и фольклора народов России. И ученик должен решить, чей фольклор он хочет изучать. Есть рубрика – «Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Контактные связи русских писателей с представителями других регионов России». Но нет конкретики, не указаны авторы и произведения. Учитель выбирает на свой вкус. И неизвестно, выберет или нет, если вопросы по национальным литературам в ЕГЭ не включаются.
В постсоветский период в программах практически не было национальной литературы. Лишь в 2000-х годах Ф. Курдюмова создала новую переработанную программу, куда вошли и классики национальных литератур. Из дагестанских писателей – Расул Гамзатов. В конце 1990-х годов была разработана программа факультативного курса для 10–11-х классов «Литература народов России» Р. Хайруллина. Но использовать её необязательно. Полагаю, немногие учителя знают об этом факультативе.
В настоящее время на экспертизу сдан учебник по литературе с русским неродным и родным нерусским под редакцией М.В. Черкезовой. Из дагестанских авторов в него включёны Расул Гамзатов и два отрывка из поэмы «Диалоги с Данте» Миясат Муслимовой. Учебник пройдёт также педагогическую экспертизу в школах и лицеях. Каким он в результате станет – неизвестно.
В целом видна тенденция к снижению количества уроков литературы. Прежде было 210 часов в старших классах, сейчас – 140. А если учесть предстоящее слияние русского языка и литературы, то у национальных авторов нет шансов оказаться в базовом списке. Сокровищница дагестанской литературы богата разными именами, однако хорошо, если удастся сохранить в перечне хотя бы Расула Гамзатова.
Раньше было такое понятие, как «национальная школа». Введение ЕГЭ фактически уничтожило его. Причём официально никто об этом не объявил. Закрыли Институт национальных школ в Москве. В РАО была лаборатория литературы, где под руководством авторитетнейшего специалиста в этой области М.В. Черкезовой занимались проблемами диалога культур, преподавания русской литературы в национальной среде. Два года назад лабораторию упразднили. «Национальную школу» заменили на программу по литературе «с русским (неродным) и родным (нерусским) языком». В этой линейке учебников шире представлены национальные авторы. Стандарты по литературе создавались отдельно для национальной и русской школы. Теперь стандарты общие, а деление учебников сохраняется. Но если ЕГЭ не учитывает специфику этих программ, какой смысл в добротных учебниках?
Сегодня изучение литературы превратилось в натаскивание на ответы, разрушаются богатейшие традиции классической методики, ориентированной на развитие личности, письменной и устной речи, формирование культуры глубокого анализа текста. По сути, речь идёт не столько о сохранении национальных авторов в школьной программе, сколько о существовании литературного образования как такового.
Не имея представления о литературе, о культурном своеобразии других народностей, среднестатистический россиянин воспринимает дагестанцев (кавказцев в целом) как чужеродные элементы. В дагестанских школах изучают и русскую, и зарубежную литературу, а о дагестанской литературе в России имеют очень слабое представление. Почему такая дискриминация? Регионы должны серьёзно поднять эти вопросы и научиться находить механизмы влияния на образовательную политику.
Лариса ДИБИРОВА, МАХАЧКАЛА