Духоподъёмные марши наших златоустов настораживают
Сам дитя войны, чьё младенчество пришлось на бомбёжки, эвакуацию и хлебные очереди, я потом лучшие годы жизни провёл во время войны уже холодной. Тоже не сахар.
Все нехватки и тяготы быта – коммунальная теснота, исчезновение с прилавков то сахара, то мыла, то ситца и тому подобное – всё-таки с пониманием списывались за счёт недавно прошедшей и возможной будущей войны, которую империалисты, дай им волю, разожгут. Значит, надо постоянно быть начеку. И вождям в Кремле, и нам всем на своих фабриках, заводах, в больницах и институтах.
Тогда был придуман гениальный, на мой взгляд, политический ход – всемирное движение сторонников мира. Рядовое народное сознание у нас в стране с дорогой душой поддержало кремлёвскую инициативу. Да и во всём мире, пожалуй, в неменьшей степени.
«В защиту мира вставайте, люди!» – гремело по радио, воодушевляя всемирные съезды и форумы сторонников мира, в которых участвовали светлейшие личности послевоенного времени: учёные, философы, политики, писатели. Каждые два года расцветала ромашка Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, пропагандистский пафос которого был талантливо аранжирован песнями и танцами, карнавальными шествиями и авангардистской живописью. Голубка Пикассо с пальмовой ветвью в клюве парила над миром…
Можно сказать, что идеологическую кампанию в защиту мира СССР у стран Запада выиграл, что уберегло человечество, несмотря на перманентные обострения международной обстановки, от ядерной катастрофы.
Почему об этом рассказываю? По простой причине: задорные речи некоторых нынешних политиков, и в особенности политологов и аналитиков, вызывают в памяти совсем другие песни.
Звучат упомянутые речи из уст людей, которые обстоятельств не только реальной, но даже холодной войны в силу молодости не помнят. Чреватые войной мировые противоречия воспринимаются ими с мальчишеской запальчивостью дворовых задир. Потому и приходят на ум оптимистичные «оборонные» песни 30-х годов: «Если завтра война», «По дорогам знакомым, за любимым наркомом», «Броня крепка, и танки наши быстры»… Сами по себе духоподъёмные марши были обаятельны, но уж больно непохожей вышла нагрянувшая война на их лихие оптимистичные прогнозы. Не оправдались обещания «малой крови»...
Не хочу сказать, что опрометчивые призывы наших политиков чуть что показать «партнёрам», где раки зимуют, непременно приведут к атомной войне. Однако они исподволь приучают к её возможности. Они делают привычной, заурядной, обыденной жуткую мысль. На что уж был не сдержан на язык Никита Сергеевич Хрущёв, однако на роковом для человечества краю, смирив гордыню, и державную, и собственную, сумел остановиться.
Выражаясь вульгарно, советские политики понимали, что за базар надо отвечать.
Возвращаясь к лексике парламентской, не могу скрыть удовлетворения по поводу того, что российский президент, который, употребляя выражение летописца, «за Россию стоятелен», недвусмысленно заявляет, что ядерная война невозможна, немыслима и ни в какие виды и планы нашей страны не входит. И не надо, по-моему, обнажать, как сенатор Клинцевич, ядерную шашку.
Телевизионные златоусты то и дело всуе упоминают имя главы государства, но мудрые его слова слышат плохо...
Кто помнит свою мать в телогрейке и вигоневом платке, с нитяной авоськой в руках, где затерялся кубик чёрного хлеба с довеском, тому не покажется наивным покорный вздох: лишь бы не было войны!