Не так давно я неожиданно обнаружил, что из нашей сегодняшней речи ушло слово «задушевный». А ведь когда-то оно было привычным. Самый любимый на Руси детский журнал, который читали как рабоче-крестьянские дети, так и царские, назывался «Задушевное слово». Словари расшифровывают слова «задушевный разговор» как разговор глубоко искренний, сокровенный. И хотя само слово ушло, такой разговор, особенно обогащающий произведения для детей, по-прежнему очень востребован. Но среди обилия публикующихся нынче прозаических и особенно поэтических книг далеко не каждая несёт в себе это качество. Казалось бы, всё на месте. Но после прочтения забываешь такие стихи и нет тяги перечитывать их вновь. В отличие от них и поэзия, и проза Сергея Махотина обладают волшебным качеством – их не только запоминаешь навсегда, но ещё и хочешь перечитывать. Хотя сюжеты почти всегда самые обыкновенные. Например, про спящую бабушку.
«Наша бабушка проспала. / Мы толпимся вокруг стола, / Всё не можем никак присесть / И не знаем, что нам поесть. / Мама шёпотом говорит, / Папа шёпотом говорит, / Маму шёпотом он корит, / Что на плитке каша горит. / Я на цыпочках выхожу, / Свой ботинок сам нахожу, / Сам пальто себе подаю, / Сам беру я шапку свою. / Ранец падает, / Дверь скрипит. Тише! / Бабушка наша спит / И не делает всё за нас / В самый, может быть, / Первый раз!»
В его стихах и рассказах нет прямой назидательности, от которой мало пользы. А если и есть некоторое поучение, то автор даёт его через юмор, как, например, в коротеньком стихотворении «В лифте». Но встречаются и стихи, сквозь строки которых просвечивается боль детской души:
«Мы с первого класса дружили, / И не было ссор между нами. / Воздушные змеи кружили / Над нашими головами... / Мы с Борей по-прежнему дружим, / И всё же как раньше не можем / Дурачиться, петь и по лужам / Носиться на зависть прохожим. / ...Под вечер наш двор затихает. / Качаются снежные хлопья. / Я с другом прощаюсь до завтра, / Но Боря глядит исподлобья. / «Давай, – я ему предлагаю, – / Ко мне на минутку зайдём. / Мы в шашки с тобой поиграем, / Мы чаю на кухне попьём». / Но друг головою качает, / Уходит, молчанье храня... / Отец меня дома встречает, / И мама целует меня, / И первые буквы в тетрадке / Выводит мой маленький брат, / И дома у нас всё в порядке... / Но разве я в том виноват?!»
Ещё одно достоинство – обаяние, которое излучают тексты Сергея Махотина. Авторское обаяние как в стихах, так и в прозе рождает ту самую усладу души, ради которой в значительной степени и существует искусство. При чтении его рассказов я несколько раз ловил себя на том, что улыбаюсь, словно вижу что-то чрезвычайно приятное. Да-да, книги Сергея Махотина приятно читать! А это для современных детских книг, да и не только для современных, и не только детских, – очень дорогое качество. И ещё: многие его рассказы, такие как «Ты смог бы без меня обойтись?», «Шестиклассник Серафим» и «Разбуженная музыка», так и просятся в школьные хрестоматии. Ибо в них присутствует счастливое соединение русской классики, её умение задумываться над главными вопросами человеческой жизни с литературой нового времени, в которой ощущается лёгкое изящество и авторская раскрепощённость. И лишь одно явление почти полностью отсутствует в его книгах – житейское зло.