Известному российскому писателю – 90
Какой-то мистический кристалл судьба вручает некоторым людям. Редко, но вручает. И как везёт другим людям, которым выпала удача знать тех избранников судьбы. И относительно близко, на протяжении многих лет. Так повезло и мне…
Я знаю Даниила Александровича Гранина без малого пятьдесят лет. С тех пор, как он, прочтя рукопись моего первого романа, рекомендовал роман к печати. Тем самым определил мою дальнейшую судьбу… И все эти годы меня занимал образ этого человека. Воина. Инженера. Писателя. Лауреата множества премий как наших, так и международных. Общественного деятеля. Члена Президентского совета. Почётного гражданина Санкт-Петербурга.
В чём «загадка» Гранина?! Безусловно, в основе его авторитета лежит писательский труд. Печатаясь с 1937 (!) года, сам Гранин считает началом своего литературного пути 1949 год и рассказ «Вариант второй». С тех пор за шестьдесят лет им опубликовано множество статей, эссе, путевых заметок, рассказов, повестей, романов…
Погружаясь в своих книгах в нравственные проблемы, он не может не затронуть и общественно-экономические дела, расставить политические акценты. Что всегда требовало определённого мужества. Когда роман Дудинцева «Не хлебом единым» вышел в 1956 году и был разгромлен Хрущёвым, отрезав на долгие годы автору путь в литературу, роман Гранина «Искатели» (1955) был восторженно принят, снискав автору славу. А ведь в «Искателях» ставились проблемы, за которые распинали Дудинцева. Везение? Проглядели? Не думаю. Тут особое мастерство лоцмана, ведущего корабль сквозь рифы. Такая же удача сопутствовала и другим романам Гранина: «Иду на грозу», «Эта странная жизнь», «Зубр», «Кто-то должен» и особенно рассказу «Наш комбат», написанному в далеко не либеральные времена. И как бы ни злословили иные доброхоты, страждущие для других баррикад, скандала, а лучше крови – «из песни слов не выкинешь». Это уже не загадка, а именно искусство мудрого лоцмана. Особое умение. Или особый «математический» расчёт – добиваться эффекта в «подцензурной системе» с малыми потерями.
После замечательных книг последних лет «Жизнь не переделать…» и «Вечера с Петром Великим» многие ждали несколько иной литературы. Пришло время. И дождались. «Причуды моей памяти». Давно я не встречал такой «вкусной», умной, афористичной и весёлой книги. И немногим дано такое написать. Для этого кроме таланта художника, острого писательского глаза и долгого жизненного опыта нужны мудрая самокритичность и самоирония. Увы, редчайшие качества, обладатели которых воистину отмечены Богом… Какие имена «обрушиваются» на читателя в этой книге! И не просто имена, а люди, с кем автора связывали личные, долгие дружественные отношения. Великие учёные и просветители. Крупнейшие государственные деятели многих стран. Наши и зарубежные писатели… А образы ничем не примечательных, «простых» людей, которые прошли рядом с писателем с детских лет, через студенчество и войну?
Живёт в Комарове писатель Даниил Александрович Гранин. Его дача у самой дороги на Щучье озеро. И многие из проходящих мимо знают: живёт в деревянном доме долгой жизнью счастливый человек. И в личной судьбе ему повезло. Единственная, увы, ныне покойная жена Римма Михайловна была сподвижницей, тонко понимающей профессию мужа. И единственная дочь Марина, талантливый биолог, рядом. И многие друзья. И всё же… В его негромком голосе, во всём облике сквозит мудрая печаль человека, знающего многому цену.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ