Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2018 г.
  4. № 44 (6665) (31.10.2018)
Искусство

Загадки и открытия фестиваля МакДонаха

Театр дарит надежду и даёт лекарство от бездушия

30 октября 2018
Финал фестиваля – «Аллилуйя любви» и Конкурс рыжих

З-й Международный фестиваль выдающегося ирландского драматурга Мартина МакДонаха, который организовал и провёл пермский театр «У Моста», доказал: русский психологический театр – самое потрясающее явление в современном мире.


Все флаги в гости

Тех, кто впервые побывал в пермском театре «У Моста», созданном Сергеем Федотовым 30 лет назад, поражает атмо-сфера какого-то невероятного счастья. Помимо спектаклей хозяева фестиваля будоражили гостей неуёмной фантазией и мощной организацией праздника: тут был конкурс рыжих, ирландское пиво с национальными танцами под весёлую ирландскую музыку, пресс-завтраки с худруками и актёрами, лекции, обсуждения просмотренных работ. И эта феерия – загадка худрука и его детища: почему в их дом, ставший родным для многих в городе, стране и мире, так рвутся люди со всех концов земли, а во время фестиваля особенно? На нынешний форум было привезено 25 спектаклей по пьесам МакДонаха из 10 стран, не считая пяти городов России. А заявок на выступления послано в разы больше. Спектакли шли одновременно в трёх залах театра «У Моста» и в Театре кукол, чтобы за семь дней показать всю обойму сценических версий восьми пьес оскароносного ирландца. Названия повторялись, и больше всех полюбившийся постановщикам и публике «Сиротливый Запад», который был дан семь раз. Интересно было сравнивать порой неожиданные режиссёрские решения и узнавать природу игры актёров из театров Ирана и Грузии, Боснии и Герцеговины и Молдовы, Казахстана и Венгрии, Чехии и Румынии, Македонии и Шадринска, Стерлитамака и Йошкар-Олы, Сыктывкара и Москвы. Театр «У Моста» как хозяин фестиваля в конкурсе не участвовал, а шесть своих спектаклей по пьесам МакДонаха показал скорее как мастер-классы. Так у кого же всё-таки оказался ключ к этому загадочному автору?

Ну а началось вхождение МакДонаха в Россию 13 лет назад благодаря худруку театра «У Моста», который, находясь в Праге, увидел в театре «Сinoherni Klub» спектакль «Сиротливый Запад» и был потрясён: «Я понял, что это гений, – признался Сергей Федотов. – Он открывает в людях что-то такое, что мы в себе чувствуем, но боимся открыть. А он не боится. Он видит в человеке вещи страшные и опасные. Но открывая их, показывает, что каждый чист и борется, чтобы не совершить ошибку. А совершая страшные поступки, страдает и мучается, потому что у него есть душа». Приехав в Пермь, Федотов за 10 дней поставил у себя «Сиротливый Запад», следом «Красавицу из Линэна», а потом и все восемь пьес МакДонаха, чего нет ни в одной стране мира. И, естественно, что именно здесь родилась идея международного фестиваля ирландского драматурга.


Рыжие_2_б.jpg


Заглянуть в себя

Когда смотришь спектакли по пьесам МакДонаха, открывается давно забытый в современном кино и телесериалах мир обычных людей, которые живут не в роскоши и супер-особняках, а – как многие в России и за рубежом – скромно и трудно, со своими радостями и горестями. И первый же спектакль, который был показан на фестивале театром «У Моста» в постановке Сергея Федотова «Калека с Инишмана» вошёл в плоть и кровь зрителей как лекарство от бездушия и нелюбви, которые стали сегодня до тошноты привычными в искусстве. Обитатели одного из ирландских островов поначалу кажутся мрачными и странноватыми, а история юного калеки Билли и вовсе загадочной. О том, как погибли его родители, а он выжил и оказался под не-усып-ной заботой двух тётушек, вырастивших его, рассказывается по-разному. Но правда открывается лишь однажды и таится от калеки Билли, чтобы не разорвать его и без того страдающее от потери родителей сердце. И этот закрытый от большой земли кусочек мира грубоватых людей, которые не стесняются в выражениях, вдруг становится до боли родным, и ты понимаешь, что главное в них – Любовь. И она забирает тебя целиком, без остатка, заставляя смеяться и плакать, и замирать от восторга, а в финале стоя аплодировать режиссёру и артистам, открывшим космос в простых ежедневных вещах, которых ты не замечал, проходя в спешке мимо самого важного в жизни. И ты идёшь в фойе и смотришь наверх, туда, где плафон с божественным сюжетом – ангелами в облаках. И погружаешься в эту атмосферу вселенской любви, без которой не может быть ни жизни, ни театра. И вспоминаешь удивительных людей на сцене – не смазливых парней и кукольных девиц, бегущих в телевизоре за гламурной пустотой, а потрясших тебя федотовских актёров, лица которых прекрасны! Это и Василий Скиданов, сыгравший не только физические немощи человека, но и его уникальную личность, способную любить и стремиться к свету. И Мария Новиченко, яркая и необычайно интересная в любой роли. И Владимир Ильин с мужской харизмой и нежной душевной организацией, которая трогает до слёз. И Сергей Мельников, умеющий быть безумно смешным и обаятельным, хитрым и нелепым. Да и все актёры театра «У Моста» воистину виртуозы, открывающие зрителю тайные грани души.


В поисках смысла

В Пермь приехали зрители и друзья театра «У Моста» из разных уголков России – Магнитогорска и Екатеринбурга, Москвы и Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода, Вологды и Севастополя... Немало его поклонников и в самой Перми. Чем же так привлекают сегодня «мрачные комедии» эпатажного ирландца? Об этом размышляли все – зрители и критики, режиссёры и члены жюри. «Театр «У Моста» я люблю за его активность, поиски нового и игру актёров, – поделилась впечатлениями Людмила Созина, артистка пермского народного ансамбля «Ярмарка». – А фестиваль МакДонаха – очень яркая его страница. Я впервые была на спектакле, который шёл на иностранном языке. Играла сербская труппа. Читать перевод в бегущей строке было неудобно: хотелось наблюдать за игрой. И я стала смотреть только на актёров. Меня эта встреча обогатила».

У членов жюри, решавших судьбу конкурсантов, мнения о спектаклях были разные, но их всех объединил автор. «МакДонах появился в 90-е вместе с молодыми английскими драматургами, для которых главным было снятие всех табу, что привело к использованию определённой лексики, страшному натурализму и жестокости, – коснулась истории вопроса профессор Казанского университета Вера Шамина. – У МакДонаха отчасти всё это существует, но он кардинально отличается от них двумя вещами: у его героев всегда есть многослойная биография, а в пьесах – просвет, прорыв к гуманизму. Актёры с русской психологической школой потому так любят играть МакДонаха, что он блестяще сочетает традиции классической драмы с взглядом современного и даже постмодернистского человека. Ну а Сергей Федотов уже создаёт из его пьес настоящую магию театра!»

– Темы, которые затрагивает МакДонах, можно найти в десятках, если не в сотнях пьес: они вечны, – убеждён режиссёр Виктор Шрайман (Нижний Новгород). – Главное, какими художественными средствами это сделано. Я наслаждаюсь его языком и тем, как он своей оценкой переворачивает наши ожидания. И как его герои, которые кажутся циничными и жестокими по отношению друг к другу, в результате обнаруживают в себе нежность и способность любить. У меня осталось очень хорошее впечатление от грузин и чехов. В спектакле «Сиротливый Запад» Боснии и Герцеговины замечательные артисты, но сердце не задето. А вот «Калеку с Инишмана» Сергея Федотова я смотрел второй раз и плакал на спектакле. Он единственный сумел найти ключ к странным и загадочным пьесам МакДонаха.

– Когда мы приезжаем за рубеж, наш театр называют авангардным, – говорит Сергей Федотов, – потому что там постмодернизм захватил все плацдармы, как и в России. Нормальный русский психологический театр сегодня такая редкость, что для Европы он – авангард. А ведь это наше великое достояние, основа, тот плацдарм, на котором мы стоим, и чем я всегда буду заниматься».

Фестиваль окончен, награды розданы, Гран-при присуждён за спектакль «Палачи» чешскому «Сinoherni Klub», тому самому, где Сергей Федотов сделал своё потрясающее открытие. И он поднялся в финале на сцену вместе с труппой, чтобы выплеснуть в зал «Аллилуйя любви» Алексея Рыбникова – как апофеоз Театру, который дарит надежду!

Наталья Савватеева,
Пермь – Москва

Тэги: Наталья Савватеева
Обсудить в группе Telegram

Наталья Савватеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Летние сезоны и осенью греют

    05.10.2022
  • Я поднимаю свой бокал

    20.04.2022
  • Самородок по отчеству Волк

    13.04.2022
  • «Критерием для меня всегда была совесть»

    16.03.2022
  • Бродяга

    17.11.2021
  • Я поднимаю свой бокал

    105 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Самородок по отчеству Волк

    92 голосов
  • Серёжка с Малой Бронной

    88 голосов
  • Бродяга

    72 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS