З-й Международный фестиваль выдающегося ирландского драматурга Мартина МакДонаха, который организовал и провёл пермский театр «У Моста», доказал: русский психологический театр – самое потрясающее явление в современном мире.
Все флаги в гости
Тех, кто впервые побывал в пермском театре «У Моста», созданном Сергеем Федотовым 30 лет назад, поражает атмо-сфера какого-то невероятного счастья. Помимо спектаклей хозяева фестиваля будоражили гостей неуёмной фантазией и мощной организацией праздника: тут был конкурс рыжих, ирландское пиво с национальными танцами под весёлую ирландскую музыку, пресс-завтраки с худруками и актёрами, лекции, обсуждения просмотренных работ. И эта феерия – загадка худрука и его детища: почему в их дом, ставший родным для многих в городе, стране и мире, так рвутся люди со всех концов земли, а во время фестиваля особенно? На нынешний форум было привезено 25 спектаклей по пьесам МакДонаха из 10 стран, не считая пяти городов России. А заявок на выступления послано в разы больше. Спектакли шли одновременно в трёх залах театра «У Моста» и в Театре кукол, чтобы за семь дней показать всю обойму сценических версий восьми пьес оскароносного ирландца. Названия повторялись, и больше всех полюбившийся постановщикам и публике «Сиротливый Запад», который был дан семь раз. Интересно было сравнивать порой неожиданные режиссёрские решения и узнавать природу игры актёров из театров Ирана и Грузии, Боснии и Герцеговины и Молдовы, Казахстана и Венгрии, Чехии и Румынии, Македонии и Шадринска, Стерлитамака и Йошкар-Олы, Сыктывкара и Москвы. Театр «У Моста» как хозяин фестиваля в конкурсе не участвовал, а шесть своих спектаклей по пьесам МакДонаха показал скорее как мастер-классы. Так у кого же всё-таки оказался ключ к этому загадочному автору?
Ну а началось вхождение МакДонаха в Россию 13 лет назад благодаря худруку театра «У Моста», который, находясь в Праге, увидел в театре «Сinoherni Klub» спектакль «Сиротливый Запад» и был потрясён: «Я понял, что это гений, – признался Сергей Федотов. – Он открывает в людях что-то такое, что мы в себе чувствуем, но боимся открыть. А он не боится. Он видит в человеке вещи страшные и опасные. Но открывая их, показывает, что каждый чист и борется, чтобы не совершить ошибку. А совершая страшные поступки, страдает и мучается, потому что у него есть душа». Приехав в Пермь, Федотов за 10 дней поставил у себя «Сиротливый Запад», следом «Красавицу из Линэна», а потом и все восемь пьес МакДонаха, чего нет ни в одной стране мира. И, естественно, что именно здесь родилась идея международного фестиваля ирландского драматурга.
Заглянуть в себя
Когда смотришь спектакли по пьесам МакДонаха, открывается давно забытый в современном кино и телесериалах мир обычных людей, которые живут не в роскоши и супер-особняках, а – как многие в России и за рубежом – скромно и трудно, со своими радостями и горестями. И первый же спектакль, который был показан на фестивале театром «У Моста» в постановке Сергея Федотова «Калека с Инишмана» вошёл в плоть и кровь зрителей как лекарство от бездушия и нелюбви, которые стали сегодня до тошноты привычными в искусстве. Обитатели одного из ирландских островов поначалу кажутся мрачными и странноватыми, а история юного калеки Билли и вовсе загадочной. О том, как погибли его родители, а он выжил и оказался под не-усып-ной заботой двух тётушек, вырастивших его, рассказывается по-разному. Но правда открывается лишь однажды и таится от калеки Билли, чтобы не разорвать его и без того страдающее от потери родителей сердце. И этот закрытый от большой земли кусочек мира грубоватых людей, которые не стесняются в выражениях, вдруг становится до боли родным, и ты понимаешь, что главное в них – Любовь. И она забирает тебя целиком, без остатка, заставляя смеяться и плакать, и замирать от восторга, а в финале стоя аплодировать режиссёру и артистам, открывшим космос в простых ежедневных вещах, которых ты не замечал, проходя в спешке мимо самого важного в жизни. И ты идёшь в фойе и смотришь наверх, туда, где плафон с божественным сюжетом – ангелами в облаках. И погружаешься в эту атмосферу вселенской любви, без которой не может быть ни жизни, ни театра. И вспоминаешь удивительных людей на сцене – не смазливых парней и кукольных девиц, бегущих в телевизоре за гламурной пустотой, а потрясших тебя федотовских актёров, лица которых прекрасны! Это и Василий Скиданов, сыгравший не только физические немощи человека, но и его уникальную личность, способную любить и стремиться к свету. И Мария Новиченко, яркая и необычайно интересная в любой роли. И Владимир Ильин с мужской харизмой и нежной душевной организацией, которая трогает до слёз. И Сергей Мельников, умеющий быть безумно смешным и обаятельным, хитрым и нелепым. Да и все актёры театра «У Моста» воистину виртуозы, открывающие зрителю тайные грани души.
В поисках смысла
В Пермь приехали зрители и друзья театра «У Моста» из разных уголков России – Магнитогорска и Екатеринбурга, Москвы и Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода, Вологды и Севастополя... Немало его поклонников и в самой Перми. Чем же так привлекают сегодня «мрачные комедии» эпатажного ирландца? Об этом размышляли все – зрители и критики, режиссёры и члены жюри. «Театр «У Моста» я люблю за его активность, поиски нового и игру актёров, – поделилась впечатлениями Людмила Созина, артистка пермского народного ансамбля «Ярмарка». – А фестиваль МакДонаха – очень яркая его страница. Я впервые была на спектакле, который шёл на иностранном языке. Играла сербская труппа. Читать перевод в бегущей строке было неудобно: хотелось наблюдать за игрой. И я стала смотреть только на актёров. Меня эта встреча обогатила».
У членов жюри, решавших судьбу конкурсантов, мнения о спектаклях были разные, но их всех объединил автор. «МакДонах появился в 90-е вместе с молодыми английскими драматургами, для которых главным было снятие всех табу, что привело к использованию определённой лексики, страшному натурализму и жестокости, – коснулась истории вопроса профессор Казанского университета Вера Шамина. – У МакДонаха отчасти всё это существует, но он кардинально отличается от них двумя вещами: у его героев всегда есть многослойная биография, а в пьесах – просвет, прорыв к гуманизму. Актёры с русской психологической школой потому так любят играть МакДонаха, что он блестяще сочетает традиции классической драмы с взглядом современного и даже постмодернистского человека. Ну а Сергей Федотов уже создаёт из его пьес настоящую магию театра!»
– Темы, которые затрагивает МакДонах, можно найти в десятках, если не в сотнях пьес: они вечны, – убеждён режиссёр Виктор Шрайман (Нижний Новгород). – Главное, какими художественными средствами это сделано. Я наслаждаюсь его языком и тем, как он своей оценкой переворачивает наши ожидания. И как его герои, которые кажутся циничными и жестокими по отношению друг к другу, в результате обнаруживают в себе нежность и способность любить. У меня осталось очень хорошее впечатление от грузин и чехов. В спектакле «Сиротливый Запад» Боснии и Герцеговины замечательные артисты, но сердце не задето. А вот «Калеку с Инишмана» Сергея Федотова я смотрел второй раз и плакал на спектакле. Он единственный сумел найти ключ к странным и загадочным пьесам МакДонаха.
– Когда мы приезжаем за рубеж, наш театр называют авангардным, – говорит Сергей Федотов, – потому что там постмодернизм захватил все плацдармы, как и в России. Нормальный русский психологический театр сегодня такая редкость, что для Европы он – авангард. А ведь это наше великое достояние, основа, тот плацдарм, на котором мы стоим, и чем я всегда буду заниматься».
Фестиваль окончен, награды розданы, Гран-при присуждён за спектакль «Палачи» чешскому «Сinoherni Klub», тому самому, где Сергей Федотов сделал своё потрясающее открытие. И он поднялся в финале на сцену вместе с труппой, чтобы выплеснуть в зал «Аллилуйя любви» Алексея Рыбникова – как апофеоз Театру, который дарит надежду!
Наталья Савватеева,
Пермь – Москва