Как известно, Петербург – город, полный тайн и загадок. Уже несколько месяцев проходя мимо плотно закрытой двери углового дома по улице Писарева, я любуюсь изображением маленькой девочки, нарисованной на железном листе, прикреплённом к двери.
Склонив головку перед закрытой дверью, девочка, кажется, вот-вот заплачет оттого, что ей не удаётся попасть в этот красивый дом, напоминающий небольшой замок. Эта трогательная фигурка, написанная явно неравнодушным художником, словно олицетворяет души любящих свой город петербуржцев, желающих сохранить такие шедевры.
А дом ведь и правда хорош! Его создателем был замечательный архитектор, основатель «кирпичного стиля» Виктор Александрович Шретер. В те времена, когда здесь жил сам архитектор с семьёй, в окнах дома красовались цветные стёкла и витражи, отчего особняк ещё больше напоминал сказочный замок. Внутри дома помимо бликов от витражей можно было подивиться красивому интерьеру, шикарной мраморной лестнице, восхитительным лепным узорам.
На улице Писарева (бывшей Алексеевской), как и на других улицах в этом районе, множество домов, выполненных по проектам этого зодчего. И если улица Писарева начинается этим собственным его домом, то завершается его же Декорационным залом Мариинского театра. Этот зодчий перестраивал и Мариинский театр. Шретер также принимал деятельное участие в учреждении и трудах Петербургского общества архитекторов и редактировал его литературный орган – журнал «Зодчий».
Шретер стал одним из первых представителей рационального направления эклектики в архитектуре Петербурга: любимый им кирпичный стиль до него использовался исключительно в промышленной архитектуре. Виктор Александрович же сумел доказать, что фасад может быть красивым и без штукатурной обработки, что иногда простая кирпичная кладка может стать настоящим произведением искусства.
Дом Шретера стоит в запустении с 1990-х годов, когда он, очевидно, был куплен по дешёвке каким-то толстосумом, и постепенно разрушается. Обрамлявшие угловую башенку металлические пластины, переливавшиеся зелёным цветом и так украшавшие здание, исчезли, постепенно разрушается и наружный декор всего дома. А бывший парадный вход заколочен железом, на котором и нарисована очаровательная девочка.
Ведь известно, что дом сохраняется, когда в нём обитают люди, но окна его плотно занавешены полиэтиленом и снаружи видно, что там давно никто не живёт. Хочется спросить у властей и чиновников, от которых зависит судьба этого здания, когда же они обратят внимание на этот дом, достойный стать, к примеру, музеем архитектора, создавшего около сотни прекрасных сооружений в Петербурге и его окрестностях.
Есть в этом здании и загадка. На его фасаде эмблема – циркуль с наугольником, что, как известно, является знаком масонов. Понятно, что такой знак появился на особняке не случайно. Это означает, что и его строитель принадлежал к тайной организации. Но об этом никаких сведений нет. Как неизвестно и то, кто же и зачем поместил на входную дверь дома, в котором никто не живёт, упомянутый выше портрет прелестной девочки.