Сетовать на то, что уровень культуры подрастающего поколения далёк от идеала, легко. Гораздо сложнее делать что-то существенное для конкретных детей, чтобы сокровища культуры стали им ближе, понятнее и доступнее.
С начала года Благотворительный фонд им. Мейерхольда при поддержке Акционерной финансовой корпорации «Система» ведёт два замечательных проекта – фестиваль для патронатных семей «Музыки волшебная страна» и программу для детей, находящихся на лечении в московских клиниках, «Цирк приехал!».
О том, насколько эффективным может быть союз творческой организации и финансовой корпорации, мы беседуем с председателем фонда Владимиром ШАПОВАЛОВЫМ и художественным руководителем этих проектов Александром ЛЕОНТЬЕВЫМ.
– Почему в качестве целевой аудитории фестиваля были выбраны именно патронатные семьи?
В.Ш.: Люди, берущие на выходные дни детей из детских домов, делают большое дело – они организуют досуг для этих ребят, но вряд ли они имеют возможность сводить их в консерваторию или в Концертный зал Чайковского на концерт такого коллектива, как Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. А у нас этот прославленный оркестр на первом концерте фестиваля, устроенном в канун Рождества в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке, исполнил сюиту из балета «Щелкунчик». Вы бы видели глаза детей! Для них это стало настоящим потрясением.
– В фестивальной программе сплошь коллективы с мировыми именами. Не слишком ли высока планка?
А.Л.: Для подавляющего большинства ребят наши концерты – первая встреча с серьёзной музыкой, и нам хотелось, чтобы этот мир открыли для них выдающиеся музыканты и исполнители. Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина показал программу под названием «Венок Пушкину», концерт Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК под управлением Николая Некрасова назывался «Русская песня на все времена», накануне Дня Победы в нашем фестивале приняла участие хоровая группа Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. Больше всего мы волновались перед выступлением Государственной академической хоровой капеллы им. Юрлова: духовная хоровая музыка – очень сложный для восприятия жанр, а наши слушатели отнюдь не меломаны со стажем. И вы знаете – не ушёл ни один человек! Так что в сентябре мы сделаем ещё один концерт русской духовной музыки и пригласим ещё один замечательный хор – Государственную академическую симфоническую капеллу России под управлением Валерия Полянского.
– А какие ещё путешествия ребята смогут совершить по волшебной Стране музыки?
А.Л.: Мы не будем раскрывать сейчас всех наших секретов. Скажу только, что один из концертов будет посвящён творчеству Вольфганга Амадея Моцарта. Причём это будет не просто концерт, а музыкально-литературная композиция по письмам этого выдающегося музыканта и называться она будет «Воздушные замки Вольферля». Мы хотим познакомить ребят с самыми разными музыкальными жанрами и направлениями, помочь им понять и полюбить музыку в разных её проявлениях.
– Для классических концертов можно было бы выбрать традиционный концертный зал, но вы пошли другим путем. Почему?
В.Ш.: Обычный концертный зал для ребёнка слишком официален, а нам хотелось, чтобы обстановка на концерте была более тёплой и располагающей. Первые три концерта мы провели в Музее А.С.Пушкина на Пречистенке. Причём перед концертами сотрудники музея проводили для ребят экскурсии. И мы решили, что, заручившись согласием других известных музеев, сможем сделать фестиваль ещё более интересным и разнообразным. Духовная музыка звучала в Парадных сенях Исторического музея, песни военных лет – в одном из залов Музея Вооружённых сил. На цирковую программу, приуроченную к Дню защиты детей, мы пригласили наших детей в Центр им. Вс. Мейерхольда. В сентябре фестиваль продолжится, и у нас уже есть предварительные договорённости с Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина.
– Но организовывать в музее концерт далеко не камерного формата очень хлопотно.
А.Л.: И тем не менее мы на это идём. Заранее создаём сценарий, ведь нередко это не просто концерт, а оригинальная музыкально-литературная композиция, выбираем зал, сооружаем сцену, ставим декорации и свет. Хлопот много не только у нас, но и у сотрудников музеев, ведь им приходится жертвовать своим выходным днём. Поэтому мы от всей души благодарим всех музейных работников – от директоров до экскурсоводов – за помощь и поддержку.
– Программа «Цирк приехал!» – проект совсем иного рода.
А.Л.: Когда речь заходит о больных детях, то обычно всех волнуют медицинские проблемы. Но при самом качественном лечении ребёнку всё равно тяжело находиться в больнице долгое время, а от настроения маленьких пациентов, это вам любой врач подтвердит, во многом зависит их выздоровление. Поэтому мы решили, что самым действенным «эликсиром радости» для таких ребят могут стать цирковые представления. Мы пригласили известных артистов из лучших московских трупп и составили полноформатную цирковую программу. Мы показывали её в Российской детской клинической больнице, в Детской городской клинической больнице имени Г.Н. Сперанского, в Научном центре здоровья детей РАМН. Результат везде один и тот же – дети в восторге. К ним возвращается хорошее настроение и вера в то, что болезни в конце концов отступят.
– Когда речь идёт о некоммерческих культурных проектах, от замысла до воплощения обычно проходит очень много времени. Как вам удалось сломать этот печальный стереотип?
В.Ш.: Просто мы все были искренне заинтересованы в том, чтобы наша идея работала, а не оставалась на бумаге ради галочки в отчёте по проведению Года ребёнка. Людмила Ивановна Швецова, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, Комитет по культуре города Москвы, а также АФК «Система», которая выступила генеральным партнёром фонда в реализации этих проектов, оказали нам большое внимание и финансовую поддержку.
АФК «Система» поддерживала многие проекты фонда и с радостью откликнулась и на новое предложение о сотрудничестве. Председатель совета директоров компании Владимир Петрович Евтушенков принадлежит к числу тех бизнесменов, которым не нужно доказывать важность таких проектов. В цивилизованном обществе чужих детей быть не должно. И если мы сегодня о них не позаботимся, то кому мы оставим эту страну завтра?
Беседовала